Воздух в земле почему объяснение для детей. НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух? Введение персонажа Воздушарик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №59 «Колокольчик» г. Мытищи

Конспект открытой образовательной деятельности

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух и его свойства»

Образовательная область «Познание»

воспитатель 2 квалификационной категории

2013г.

Программное содержание:

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;

Развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Гипотезы:

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух легче воды;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь;

Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Ветер - движение воздуха.

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, показ презентации « Свойства воздуха».

Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.

Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Материалы к занятию:

Баночки с «запахом»;

Фольга (по количеству детей);

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт;

Стакан;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Песочные часы;

Воздушные шары по количеству детей;

Кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка ;

Фонограмма «Шум моря».

Использованная литература:

  1. Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» , М., «Вако», 2007
  2. Каменева Л.М. « Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение»,1978
  3. Иванова А.И. «Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду», М., «Сфера», 2004
  4. www.pedagoginfo.com
  5. www.wiki.rdf.ru

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: воздух прозрачный, через него все видно, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что воздух всё-таки есть!

Воспитатель показывает стакан. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим.

Опыт « Пузырьки воздуха»

Воспитатель: каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?

Давайте сделаем вывод: в стакане есть воздух, это он не пускает туда воду.

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они появились? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочка)

Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт. «Поиск воздуха» (с воздушными шарами).

Воспитатель : Возьмите воздушный шарик. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в шарик воздух и закручиваем его. Шар полон воздуха. Воздух занял всё место в шарике. Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в шарике. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики.

Опыт. «Образование звука».

Воспитатель : а теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит?

Дети: мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Воспитатель: можно сделать вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух.

Опыт с нарукавниками.

Воспитатель: летом я видела, как люди используют такой «запертый», пойманный воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: молодцы, ребята! Помогли! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт. «Воздух в человеке» .

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети : Через нос.

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Давайте, лучше зажмем носики, и не будем дышать.

Опыт «Не дышу».

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель : вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Воспитатель: а давайте, избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

Дети: проветрить комнату.

Воспитатель: ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Опыт «Ветер».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.

А как вы думаете, что это такое ветер? (Ветер - это движение воздуха в природе) Вам приходилось его чувствовать? Какой бывает ветер?

Дети: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется шторм. А очень сильный ветер, когда в море переворачиваются корабли, такой ветер называется - ураган.

Релаксация «На берегу моря»

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Воспитатель: итак, воздух окружает нас. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух, если он чистый, запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.). Предлагаю в этом убедиться.

Опыт «Есть ли вкус и запах у воздуха?»

Воспитатель: в баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ребята, скажите, а воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети: воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: как много мы сегодня узнали о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри предметов;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Воздух имеет свой вкус.

Чистый воздух не имеет запаха.

Человек может жить без воздуха.

Ветер- это движение воздуха.

Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Алия Шамсиева
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект

образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности

Тема : Что такое воздух ?

Разработала :

Шамсиева А. Р.

Бугульма 2016г.

Цель : развивать у детей представления о свойствах воздуха , путём экспериментирования.

Задачи : - учить детей слушать , отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать;

Развивать познавательную активность , любознательность, внимание, наглядно – образное мышление;

Обогащать словарь детей : соломинка, невидимый, упругий, лёгкий.

Интеграционные области : познание , здоровье, социализация, труд, коммуникация.

Методические приёмы : игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал : вода.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары , акварель, кисточки, листы белой бумаги.

Методы и приёмы :

1. Наглядные :

Наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования, зрительные ориентиры) .

2. Словесные :

Объяснения, пояснения;

Вопросы к детям и поиск ответов;

Словесная инструкция.

3. Практические :

Выполнение опытов;

Самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.

Аппаратное обеспечение : проектор.

Предметно-развивающая среда : группа оформлена под лабораторию.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов :

реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.

Дети : Воздух .

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен ?

Дети : Чтобы дышать и жить.

Воспитатель : Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе .

Опыт №1. «Без воздуха не прожить » .

Воспитатель : Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?

Дети : Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха .

Воспитатель : Значит, для чего нужен воздух ?

Дети : Чтобы дышать.

Воспитатель : Правильно. Почему мы проветриваем группу , раздевалку, музыкальный зал?

Дети : Чтобы мы могли дышать свежим воздухом .

Воспитатель : А как вы думаете, где живёт воздух ? (ответы детей ) . Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий.

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас ?

Дети : Мы должны его почувствовать.

Опыт №2. «Почувствуй воздух » .

Воспитатель : Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети : Холод.

Воспитатель : А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит?

Дети : Шевелится, колышется. Как будто от ветра.

Воспитатель : Значит, чтобы почувствовать воздух , надо привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух ?

Дети : Ветер.

Опыт №3. «Воздух внутри нас » .

Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями.

Что вы видите на столе?

Дети : стаканчики с водой и коктейльные трубочки.

Воспитатель : Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри . Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах» .

Воспитатель : А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит?

Дети : от них идут пузырьки.

Воспитатель : Это значит, что в горошинках есть воздух .

А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Правильно, воздух . Что нам надо для этого сделать?

Дети : Подуть в трубочки.

Воспитатель : Что происходит?

Появились пузырьки – это воздух . Мы снова его увидели .

А что же делают наши горошины?

Дети : Они двигаются.

Воспитатель : Что же нам помогло оживить горошины?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, воздух .

Мы не только его нашли, но и увидели , как он заставил горошины двигаться. Молодцы!

Физминутка.

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону)

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть)

Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт №5. «Поймай воздух » .

Воспитатель : Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе?

Дети : Полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель : Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?

Дети : Пустые, мятые.

Воспитатель : Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

Какой стал пакет?

Дети : Толстый, надутый.

Воспитатель : Почему он стал таким? Что заполнило пакет?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели , что он может заполнять ёмкости.

Опыт №6. «Увидеть воздух » .

Воспитатель : А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе?

Дети : Пустую банку и ёмкость с водой.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке ? (ответы детей ) .

Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает.

Что же не пускает воду в банку?

А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды.

Что появилось?

Дети : Пузыри.

Воспитатель : Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей ) .

Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей .

Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография.

Воспитатель : А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать ? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот , что у меня вышло (показываю рисунок) . Что вы видите на рисунке? (ответы детей ) . Верно, мои кляксочки похожи на дерево и веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха , красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии : капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники).

Молодцы ребята! Получились очень красивые картины.

Рефлексия.

Воспитатель : О чём мы сегодня говорили? воздухе ) . Что интересного мы с вами узнали о воздухе ? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни) . Что вам понравилось больше всего?

Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Правильно! Это воздушный шар ! Держите ваш сюрприз и поиграйте.

Публикации по теме:

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР подготовительной группы Конспект ООД по экспериментально - исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР в подготовительной группе Инна Николаевна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращение» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы. Подготовила Сочкова. Н. П. Тема: «Превращение» Интеграция.

5 комментариев

Добрый день, друзья!

Дети — большие почемучки и узнавайки. Им интересно все и везде. Рано или поздно ребенок спрашивает, что такое воздух. И вот сегодня мы поговорим с вами о нем — впереди ТН Воздух .

Что рассказать детям о воздухе

Давайте поговорим о свойствах воздуха и определимся, что же это такое:

— Имеет ли воздух цвет? (Нет, его не видно, значит он прозрачный)

Чтобы показать, что воздух прозрачный, можно провести простой опыт. Возьмите обычный полиэтиленовый пакет. Когда в нем нет воздуха, он плоский. Как только мы надуем пакет, он расширяется. Внутри пакета воздух — он прозрачный. Когда мы откроем пакет, воздух уйдет из него и пакет снова сдуется.

— Имеет ли воздух вкус? (Нет, не имеет)

— Имеет ли запах? (Нет, сам воздух не пахнет. Но он может смешиваться с капельками газа и переносить запах)

— Откуда узнать, что воздух есть? (Если помахать листиком или платочком, то можно почувствовать ветер — движение воздуха)

— Кому нужен воздух? (Воздух нужен всем живым существам, им дышат люди, животные, растения)

Опыты с воздухом для детей

1. Воздух — ветерок

Воздух есть везде, он окружает нас. Мы тоже дышим воздухом. Возьмите стакан с водой и трубочку. Пусть малыш подует в трубочке — из воды будут появляться пузырьки с воздухом.

2. Холодно-горячо.

Воздух может быть холодным и горячим. При нагревании, воздух расширяется. Для того, чтобы доказать это, нам нужна пластиковая бутылка и воздушный шарик.

Поставьте открытую бутылку в холодильник, затем выньте и наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь нам нужна кастрюлька с горячей водой или же просто откройте горячую воду из под крана. Подставьте бутылку. Шарик начнет надуваться, потому что при нагревании воздух расширяется. Если бутылку убрать в холодильник обратно, шарик сдуется.

По этой же причине нельзя заносить зимой шарики с улицы в квартиру, при нагревании воздуха они лопнут.

3. Воздух помогает появиться огню.

Если нет воздуха, огонь гаснет. Возьмите свечу, зажгите её. А затем накройте её высоким стаканом — свеча потухнет, так как прекратился доступ кислорода.

4. Поющий ветерок.

Воздух, вернее его проявление — ветер, помогает издавать звуки. Повесьте поющий ветерок или простые колокольчики перед форточкой. Откройте её или просто подуйте сами. Под действием ветерка двигаются колокольчики и появляется звук.

А еще, можно извлекать с помощью воздуха (ветерка) звук из музыкальных инструментов — трубы, губной гармошки, флейты.

5. Парашют

Расскажите ребенку о парашюте и о том, что люди могут его использовать благодаря воздуху. Под куполом собирается воздух и парашют не падает вниз, а плавно спускается. Можно сшить простой парашют из платочка и провести эксперимент с мягкой игрушкой.

6. Мыльные пузыри.

Воздух есть внутри каждого человека. С помощью него мы можем надувать мыльные пузыри. Когда внутри мыльной пленки появляется воздух, они могут летать.

Ветер создает волны на морях и океанах. Мы можем создать волны в тазике или ванне. Налейте воды, а затем помашите картонкой. На воде появятся волны. А если в воде будет бумажный кораблик — он поплывет по волнам.

Веселых занятий и новых открытий!!!

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.