Логопедическое занятие «Предлоги. Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги НАД, ПОД" Открытое логопедическое занятие по теме предлоги

Логопедическое занятие во 2 классе на тему:

«Предлоги. Употребление предлогов в, на в речи». (Презентация к занятию).

Выполнила: учитель-логопед МКОУ

«Варнавинская С(К)ШИ»

М.В. Зимаева

Цели и задачи : Уточнить сходство и различие предлогов в, на, закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи, выработать навык дифференциации предлогов в, на на письме, развивать навык анализа структуры предложения по словам.

Оборудование: Текст на доске, картинки больше демонстрационные, картинки - раздаточный материал, таблички - раздаточный материал, демонстрационные таблицы, предлоги на карточках, индивидуальные тексты, зеркала, полянки на столах, свечи для дыхательной гимнастики.

Структура занятия.

1 .Оргмомент. 2 мин.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 4 мин.

3. Знакомство с предлогами в, на, устные задания. 14 мин.

4. Физминутка. Разминка для пальчиков. 3 мин.

5. Работа с текстом на доске. 10 мин.

6. Самостоятельная работа. 4 мин.

7. Итоги. 3 мин.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию.

Сообщение цели занятия: научиться правильно употреблять предлоги в, на в

устной и письменной речи.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Упражнения для дыхания:

1. Подуть в трубочку, рукой определить силу струи воздуха.

2. Подуть на свечку слабо, потом сильно. Вдох короткий, выдох длинный. Упражнения для языка:

- Поднимание широкого языка вверх

- «Чашечка», «Фокус»

- «Маятник»,

- «Качели»,

- «Лошадка»,

- «Иголочка», «Барабан».

3. Знакомство с предлогами в, на.

На доске - текст о птице с пропусками слов.

Логопед: - Ребята, сегодня на нашем экране рассказ о птице. Но мы не сможем его прочитать, пока не вставим пропущенные слова. А пропущены в нём маленькие, короткие слова, которые называются предлогами. Они нужны для того, чтобы связывать слова друг с другом. А какие это предлоги, мы сегодня на занятии узнаем.

1 Демонстрация картинок (грибы в корзине, цветы в вазе) (Слайд 1)

- Где находятся грибы?

- Где находятся цветы? (устные ответы)

- Какое слово повторяется в ваших ответах?

- Что обозначает слово в? (один предмет находится внутри другого предмета)

- Повторим хором: слово в означает «внутри»

- А теперь я буду говорить слово «внутри», а вы будете говорить вместо этого слова - «в» (устные ответы учащихся)

Внутри стола, внутри шкафа, внутри сумки, внутри машинки.

Слово «в» - это и есть предлог, который имеет значение «внутри».

Его мы обозначим квадратиком и точкой внутри. (Слайд 2)

(каждый на парте у себя кладет карточку-квадрат внутри точка).

2.Игра « Употреби правильно предлог со словом».

Логопед называет слова: школа. яма, окно, дерево, печь... учащиеся должны с этими словами правильно употребить предлог в (устные ответы)

3. Демонстрация картинок с предлогом на (ваза на столе, голуби на крыше) (Слайд3)

- Где находится ваза?

- Где находятся голуби?

- Какое слово повторяется?

- Что означает слово «на»? (один предмет находится сверху другого предмета) Значит предлог на имеет значение «сверху»

- Замените слово сверху предлогом на: голуби сверху крыши, будильник сверху стола, книга сверху полки, (устные ответы).

- Предлог на будем обозначать квадратиком с точкой сверху. (Слайд 4)

(каждый учащийся кладет на парта такую же)

Употребите правильно слова, которые я назову, с этим предлогом (устные
ответы учащихся)

Парта, стол, доска, окно, дверь

Какие предлоги сегодня мы узнали на занятии?

4. Просигнализируйте карточками, какой предлог вы вставите (Слайд 5) (демонстрируются картинки: елка-шишки, мыло-окно и т.д.)

Где находятся шишки, мыло (поднять нужную карточку)

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Распределите картинки под схемами

3. Знание предлогов помогает разгадывать ребусы (коллективная работа)
ребусы-вода дрова народ

4. Игра с предметами. Команды: положи ручку на книжку, в книжку, книжку
на тетрадку, руку на голову, карандаш в стол и т.д. (учащиеся должны
быстро выполнить команду)

Физ. минутка. Разминка для пальчиков.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь - и полетел

(Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения).

Разминка для пальчиков : стихи и фигурки из пальчиков: «Река», «Про

курицу», «Кошка». (проводят сами учащиеся).

Закрепление. Работа с текстом. (Слайд 7)

1. На доске - текст. Читается хором, вставляются предлоги в или на.

Птица.

Птица построила гнездо (на) дереве. (В) середине весны она вывела птенцов. Птенчики сидели (в) гнезде. Заботливая мать принесла им (на) обед червячков. Птенчики весело чирикали (в) гнезде, (один ученик выходит к доске, вставляет предлоги).

О ком этот текст?

Как птица заботилась о своих птенцах?

Видели ли вы гнезда птиц и птенчиков? (устные ответы учащихся)

2. Словарная работа. Звукобуквенный анализ.
На доске слово

обед(4б,4з)

Сколько букв в этом слове?

Сколько звуков в этом слове?

Сколько гласных, сколько согласных, можно ли разделить его на слоги?

Записать слово в тетради, подчеркнуть гласные - одной чертой, согласные-двумя, написать в скобках количество букв и звуков) 3 Самостоятельная работа.

Списать с карточки текст, вставить пропущенные предлоги в или на

Итоги занятия.

Какие предлоги вы узнали сегодня на занятии?

- Что было особенно интересно на занятии?

- Что труднее всего запомнить?

Занятие проводилось с детьми 6-летнего возраста с диагнозом ОНР. Цель — продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД с использованием конструктора ЛЕГО.

Тема: «Дифференциация предлогов с пространственным значением»

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе.

Задачи :

Образовательные :

  • Продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД.
  • Закреплять понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
  • Продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов.

Развивающие:

  • Продолжать развивать фонематические процессы.
  • Активизировать познавательные процессы (восприятие, память).
  • Продолжать обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные :

  • Продолжать учить правильному поведению на занятиях.
  • Продолжать воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать собеседника.

Оборудование : мягкая игрушка, конструктор «ЛЕГО», лазерная указка.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Актуализация знаний.

Дети стоят на ковре.

Логопед: Давайте вспомним: в нашем языке есть слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Назовите примеры.

Дети называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Логопед берет мягкую игрушку (заяц). Детям предлагается внимательно выслушать вопрос логопеда и ответить на него наиболее полно.

Даша, где сейчас сидит заяц? – Заяц сидит на столе.

Костя, куда спрятался серый заяц? – Серый заяц спрятался под стол.

Сережа, откуда спрыгнул веселый заяц? – Веселый заяц спрыгнул со стола.

Какие маленькие слова вы вставили в свои ответы? – НА, ПОД, СО.

Как называются эти маленькие слова? – Предлоги.

Сегодня мы с вами вспомним несколько предлогов, которые имеют пространственное значение.

2. Основная часть занятия.

Логопед предлагает детям выслушать стихотворение, в котором много предлогов. После этого дети должны назвать предлоги, которые они услышали в этом стихотворении.

Ехала машина ПО дороге
И везла зерно Сереге.
Вдруг откуда ни возьмись
НА дорогу вышла рысь.
Рысь ушами повела
И С дороги вмиг сошла.
Дальше ехала машина,
Прокололась ее шина.
Вышел мастер ИЗ машины
И увидел гвоздь он В шине.
Поменял он колесо
И отправился В село.
Там ПОД маленькой горой,
Пруд замерз этой зимой,
А НАД прудом как пушинки,
Тихо кружатся снежинки.
Рядом С прудом дом стоял,
Там Сергей зерно и ждал.
С маленьким, но приключеньем
Добралась машина к цели,
С небольшим, но удивленьем
Оказалось В ней печенье.

Логопед: Какие предлоги вы услышали в этом рассказе? Назовите их.

Далее логопед раздает плато с «ЛЕГО»-элементами разного цвета (слова обозначаются синими фигурами, предлоги – красными, человечек – точкой). Логопед предлагает составить любое предложение из истории про машину, но так, чтобы в нем обязательно был предлог. (Например: Красная машина ехала по дороге.). Дети выполняют задание и называют свои предложения.

Физкультминутка .

Координация речи с движением.

Мы бежали по дорожке, отдыхали наши ножки.
Хлопали в ладошки мы над головой,
Затем мы также весело топали ногой.
В кармашки мы положим шумные ладошки,
Достанем из кармашков и просто отдохнем.

Затем логопед берет лазерную указку и направляет луч на различные предметы.

Логопед: Скажите, ребята, где находится луч и что он делает.

Лучик «бежит» по столу.
Лучик «сел» на книгу.
Лучик «спрятался» под стул.
Лучик «спрыгнул» со стола.
Лучик «прыгает» над головой.

3. Итог занятия.

Какие предлоги мы с вами сегодня повторяли?

Какое значение имеют эти предлоги?

Какая игра вам понравилась больше всего?

Сероева Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Столичная гимназия дошкольное отделение №4

Тема: Предлоги.

Цели: знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях, закрепление знания о правописании предлогов, дифференциация предлогов и приставок, тренировка в назывании действий предметов, закрепление знания норм орфографии, развитие пространственных представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление знаний о предлогах.

2. Совершенствование умения выделять предлоги из предложения.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие пространственной ориентировки.

2. Развитие мышления, внимания и памяти.

3. Совершенствование навыка чтения и письма путем тренировочных упражнений.

Воспитательные:

    Продолжать формировать положительное отношение к занятиям и уверенность в своих силах.

    Воспитывать самостоятельность, умения работать в парах.

Оснащение занятия : схемы предлогов, карточки с заданиями,

иллюстрации сказочных персонажей.

Ход занятия

    Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

    Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Перед вами на столах лежат конверты с заданиями. Возьмите конверт, откройте его.

Задание: Составьте предложения из слов (работа на карточках).

Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

Ломать, буря, дерево. Нашёл, червяк, грач.

Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

(Предложения записать в тетради).

    Знакомство с темой занятия.

Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными - экскаватор, электромонтёр и короткими - сок, на, мак, в …

Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, На… - это предлоги. Слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).

    Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

    Основная часть.

Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов, которые очень похожи на предлоги).

- Послушайте историю, которая произошла с предлогами.

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами- предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как не старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Что такое предлоги?

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед вами предлог, то такая вставка будет возможна.

    Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.

Положите тетрадь на стол.

Положите карандаш на тетрадь.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно не выполнимо? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание.

    Развитие пространственного восприятия.

Предлог указывает на пространственное положение предмета. Каждому предлогу соответствует своя схема.

Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов (схемы).

В – положение предмета внутри чего-либо.

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

Составьте с каждым предлогом словосочетание.

    Физкультминутка

На горе растут дубы (поднять руки вверх),

Под горой растут грибы (присели),

Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),

Быстро к дому побежали (бег на месте).

Какие предлоги вы услышали во время проведения физминутки?

    Обобщение материала по теме «Предлоги».

    «Сказочная викторина».

Куда помогла попасть Золушке добрая Фея? (на бал)

Где зимовала Дюймовочка? (в норке)

Где живет крот? (под землей)

Где жила черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино? (в болоте)

Куда отправился доктор Айболит, чтобы спасти животных? (в Африку)

Где жили родители Герды и Кая из сказки «Снежная королева»? (под самой крышей)

Где бродила Белоснежка, прежде чем попала в дом гномов? (по лесу).

Какие слова помогли нам правильно ответить на поставленные вопросы? (предлоги).

Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении).

Как пишутся предлоги со словами? (раздельно).

Нужны нам знания о предлогах? (нужны, чтобы не допускать ошибок на письме).

    Задание «Вспомни сказку, подбери предлог» (работа по карточкам).

Как-то раз все королевство пригласили (…) бал.

Фея взмахнула волшебной палочкой, и тыква превратилась (…) карету, а пара крыс - (…) кучеров.

Взбешенная королева приказала слуге отвести принцессу (…) лес и привязать ее (…) дереву.

Взрослые позволяли им ходить друг (…) другу (…) гости и играть (…) мансарде (…) розовых кустов.

Жил-был один принц, и захотелось ему жениться (…) принцессе, но только (…) самой настоящей принцессе.

Поочередно каждой принцессе исполнялось пятнадцать лет и им разрешалось всплывать (…) поверхность.

Долго бродила бедняжка (…) лесу, пока не набрела (…) маленькую избушку, и вошла (…) нее отдохнуть.

Они зашли (…) харчевню, сели (…) очага, где (…) вертелах и сковородах жарилась всякая всячина.

    Задание «Скажи наоборот» (Игра с мячом).

В лес – из леса

На бал – с бала

Под деревом – над деревом

К озеру – от озера

    Задание «Исправь ошибку» (работа с доской).

Подокнами дети разбили палисадник.

Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.

Настол женщина поставила тарелку сводою.

Вдавние времена заяц всех боялся.

Вгороде Стокгольме, подкрышей одного дома жил Карлсон.

    Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

    Итог занятия, рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. Если вам понравилось занятие, нарисуйте в тетради солнышко, а если нет – тучку.

В конце занятия каждый получает открытку с надписью: «Спасибо за хорошую работу на занятии».

Самоанализ логопедического занятия.

Данное занятие посвящено теме «Предлоги». Содержание занятия соответствует требованиям программы, целям и задачам занятия.

Занятие спланировано в соответствии с перспективным планом и с учётом лексической темы.

В группе занимаются 4 ребёнка, которые имеют заключение - ОНР.

Разрабатывая занятие, я учитывала заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Учитывая все это, я наметила цели, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие умения выделять предлог из предложения на слух. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на нахождение предлогов в предложении на наглядной основе, на основе схем, по вопросам. Упражнения на выделение слогов из звуко – слогового ряда и выполнение логико – граматических конструкций сочетались с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение было построено на игровой деятельности .

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли предлоги на слух, выделяли предлоги по опорным картинкам, затем в словосочетаниях на основе схемы и наконец, в предложениях находили и вставляли соответствующий предлог.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных упражнений к практическим действиям. В занятие также была включена физминутка.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность де­тей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в соб­ственной речи изучаемые предлоги. Побуждая детей к активности, я также обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения . Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • Задачи:

    образовательные:

    • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
    • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
    • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
    • дифференцировать предлоги противоположного значения;
    • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

    развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас;
    • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    • развивать монологическую речь;
    • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
    • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

    воспитательные:

    • воспитывать культуру коммуникации;
    • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    коррекционная:

    • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

    Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на, в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    Где лежат карандаши?

    Где сидит мышка?

    Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    Слайды № 5 -6

    Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    Запишите предложение в тетрадь.

    Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Слайд № 9.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Динамическая пауза.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном - под окном
    Под землёй - над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку - с ветки.
    Перед домом - за домом.

    Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Слайд № 14.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Конспект логопедического занятия

    Тема: Предлоги К, ОТ.

    Цели: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ. Учить детей составлять предложение с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации. Учить детей выкладывать схемы предложений с предлогами.

    Ход занятия.

      Организационный момент. Логопед читает загадку и напоминает, что сесть за стол сможет только тот, кто найдет маленькие слова (предлоги) в стихотворении:

    Нас на ноги надевают,

    Мы по улице шагаем.

    Если в салочки играем –

    От других мы убегаем.

    Вечером на полку

    Ставят нас друг к дружке,

    Пусть теперь без нас

    Отдыхают ножки.

    Дети отгадывают загадку, называют маленькие слова НА, ПО, В, К и садятся на места.

      Массаж.

    Дети выполняют самомассаж лица, шеи и рук, повторяя за учителем.

      Артикуляционная гимнастика.

    Улыбочка, часики, качели, трубочка, лошадка, грибок, гармошка, маляр, т.д.

      Постановка звука.

      Повтори слоги

      Повтори чистоговорки

      Повтори слова

      Работа по теме занятия.

      Сделай, как я скажу.

    Логопед просит детей выполнять его инструкции:

    Маша, подойди к Насте. К кому подошла Маша?

    Женя, подойди к доске. К чему подошел Женя?

    Дима, подойди …столу. Правильно я дала задание Диме или что-то пропустила? Да, я не сказала маленького слова К.

    Как надо было сказать? (Дима, подойди к столу.)

    То же с предлогом ОТ.

      Когда мы так говорим?

    Логопед выставляет на доску схемы предлогов К, ОТ и уточняет – когда мы говорим эти маленькие слова: К – когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, ОТ – когда предмет отодвигается от чего-то. Затем логопед напоминает, что маленькие слова называются предлоги.

      Скажи наоборот.

    Логопед предлагает детям сказать наоборот:

    Подойти к двери – Отойти от двери. Подъехать к дому.

    Подплыть к берегу. Подбежать к маме.

    Пришить к платью пуговицу. Прикрепить к воротнику брошку.

    Положить шарф к шапке. Пододвинуть сапоги к туфлям.

    Логопед делит детей на две группы. Одной группе нужно придумать как можно больше предложений с предлогом К, а другой – с предлогом ОТ. За каждое составленное предложение дается фишка.

      Составь предложение. (Используется кукольная мебель и посуда).

    Логопед на столе приближает или удаляет игрушки от разных предметов: столик от дивана, чашечку к блюдцу, креслице к дивану и т.п.

    Затем он просит детей посмотреть на схемы и составить с каждым предлогом предложение по наглядной ситуации.

    Составление предложений по схеме и предметным картинкам: Машина →│ дом; девочка │→ дерево и т.д.

    6. Динамическая пауза. Хлопки.

    Если услышите предлог К – хлопните один раз, ОТ – два раза.

    Мама приколола брошку к шляпе. Пуговица оторвалась от рубашки.

    Отодвинь сапоги от двери. Бабушка пришила помпон к шапке.

    Поставь правый ботинок к левому. Подошва оторвалась от босоножки.

    Сапожник прибил каблук к сапогу. Драчун оторвал рукав от рубашки.

    Сестренка пришила рукав к рубашке. Я складываю вещь к вещи.

      Выкладывание схем предложений.

    Логопед напоминает детям, что в схеме предложения слова-предметы и слова-действия обозначаются черными прямоугольниками, определения – красными, а предлоги – короткими черными прямоугольниками.

    На столе логопеда приготовлены все указанные символы в достаточном количестве. Логопед объясняет, что сейчас он будет читать предложения. Вызванный ребенок должен выложить схему прочитанного предложения и назвать в нем предлог.

    Мама приколола блестящую брошку к шляпе.

    Пуговица оторвалась от нарядного платья.

    Бабушка пришила пушистый помпон к шапке.

    Подошва оторвалась от старой босоножки.

    Сапожник прибил крепкий каблук к сапогу.

    Драчун оторвал рукав от новой рубашки.

      Итог занятия. Назвать предлоги, о которых говорили на занятии.