Помогла ли тебе литературная программа. Программы для писателей или писательский софт. Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

– Система образования в России сегодня активно реформируется, интегрируется в международный образовательный процесс. Разрабатываются новые стандарты, программы, вводятся новые методики обучения. С 2015 года, например, в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Каковы его ключевые задачи, и в чем отличие от предыдущего?

– Ключевые задачи ФГОС прописаны в самом ФГОС – и мы не видим оснований их оспаривать. Главное отличие нового образовательного стандарта от предыдущего в следующем: в нем заложены механизмы реализации остававшегося прежде в основном на уровне деклараций принципа субъектности обучающегося: признания за ним права выступать заказчиком собственного образования и активной стороной в его отборе и получении. Система образования призвана теперь не просто нагружать выпускника строго определенным объемом устоявшихся знаний, но формировать у него умения самостоятельно добывать новые знания, находить применение имеющимся знаниям и формировать запрос на знания того, что еще неизвестно. Это перестраивает саму работу образовательных институций и специалистов данной сферы: они перестают быть лишь носителями информации и профессиональных навыков, но должны быть в состоянии совместно с обучающимися вырабатывать, добывать и гибко применять новые знания и навыки на практике при быстро меняющейся конъюнктуре и постоянно обновляющихся условиях и требованиях жизни.

– Особое значение в новом образовательном стандарте уделяется вариативности в преподавании литературы. Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость внедрения вариативного подхода в образовательный процесс?

– Вариативность обусловлена множеством факторов, в частности:

  • федеративным, а не унитарным характером нашего государства: все успешные федеративные государства (США, ФРГ, Австралия и др.) имеют самостоятельные системы образования в каждом из своих субъектов, учитывающие региональную специфику и дающие возможность конкурентно развивать собственные системы образования;
  • полиэтническим, поликультурным, поликонфессиональным характером нашего общества, требующим учета специфики аудитории;
  • разным уровнем обучающихся, в том числе уровнем их возможностей и способностей;
  • реализацией принципа субъектности всех участников образовательного процесса, нуждающихся в самостоятельном выборе индивидуальных траекторий как профессиональной деятельности (учителя), так и получения образования;
  • конкуренцией со стороны негосударственных образовательных систем, зарубежного образования, а также различных форм открытого образования, все более востребованного в обществе по причине их большей адекватности запросам современного рынка труда.

– В конце прошлого года на краудэксперт-сайте был размещен проект Примерной программы по литературе для старшей школы. Несмотря на немалое количество критических отзывов, она не была отозвана на дальнейшую экспертизу. Может быть, стоило организовать более широкое обсуждение столь важного документа?

– Проект Примерной программы (ПП) для старшей школы был размещен на специализированном независимом краудсорсинговом ресурсе с целью ее широкого общественного обсуждения и максимально открыто. Наличие «неоднозначных отзывов» предполагалось организацией этого обсуждения – без них обсуждение просто бы не получилось. А сами отзывы, замечания и предложения учитываются теперь при дальнейшей работе над этим документом, которая продолжается. Так, раздел «Примерное содержание» ПП по литературе обсуждало 272 активных участника, всего было внесено 178 предложений.

В настоящий момент первый вариант ПП по литературе в составе комплекта Примерных общих образовательных программ (ПООП), после обсуждения и внесения в них по результатам общественного обсуждения правок, представлен на экспертизу в Российскую академию образования, после чего, в зависимости от экспертной оценки, будет отправлен на доработку или переработку.

– Сегодня все активнее обсуждается проблема «золотого канона русской классики», обязательных к прочтению произведений. Каково ваше мнение по данному вопросу?

– Богатство русской литературы, ее «золотого канона» многократно превосходит возможности и школьной, и даже вузовской программы по ее усвоению хотя бы в самых вершинных ее достижениях. Особенно страдают словесность XI–XVIII веков и литература ХХ – начала XXI века, на которые просто недостает сил и времени даже у самого читающего и работоспособного обучающегося в условиях современного информационного общества, когда серьезную конкуренцию чтению художественной литературы составляет чтение литературы по специальности или интересам, а также ставшие более доступными ресурсы музеев, библиотек, картинных галерей, концертных залов, театров, кино и интернета. Решить эту проблему, с нашей точки зрения, можно только одним способом – не гнаться за объемом прочитанного, а поставить перед литературным образованием задачу формирования квалифицированного читателя, который после окончания курса литературы будет в состоянии самостоятельно выбрать для чтения произведения (в том числе из «золотого списка» классики), прочесть и осмыслить их, соотнести с другими произведениями литературы и иных видов искусства. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным сейчас является не вопрос списка (его ядро для всех участников профессионального сообщества достаточно очевидно: никто не пытается заменить Пушкина Пелевиным или Достоевского Сорокиным), а вопросы методики, связанные с организацией чтения и изучения классики в современных социокультурных условиях.

– Недавно в дополнение к тексту программы был опубликован рекомендованный список литературы, в который вошли классические произведения. Однако в статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец», разработчики программы отметили, что перечень носит рекомендательный характер, а обязательного списка литературы «пока не будет». Так ли это? И планируется ли впоследствии выработать список обязательных к прочтению произведений?

– Прежде всего, заметим: о процессах, происходящих в профессиональном сообществе, лучше судить не по материалам из популярных массовых изданий, а из профессиональной прессы. Позиция разработчиков Примерной программы подробно и ответственно представлена, к примеру, на страницах «Учительской газеты».

Так, широкий список рекомендованных к изучению произведений изначально присутствовал в тексте ПП. Кроме того, по инициативе «Гильдии словесников» профессором СПбГУ И.Н. Сухих был предложен проект обязательного списка по литературе для старшей школы и после обсуждения «Гильдией…» также вынесен на общественное экспертирование на сайте.

В обсуждении приняло участие 277 активных участников, было сделано 250 предложений. Обсуждение показало, что по большинству включенных в список произведений у профессионального сообщества нет консенсуса – придавать или не придавать конкретным из них статус строго обязательных для изучения в старшей школе. Кроме того, Примерная программа сама по себе имеет не регламентирующий, а примерный, рекомендательный статус, и любой включенный в нее список тем самым приобретает рекомендательный характер. Включение в ПП обязательного списка противоречит нормативным документам, прежде всего новому стандарту (ФГОС). Именно поэтому разработчики ПП по литературе предложили в ней широкий список верифицированных рекомендованных произведений, из которого составители рабочих программ должны формировать свой узкий обязательный список для изучения. Широкий список включает в себя почти все произведения, которые имеют историю изучения в средней школе в последние десятилетия, в частности произведения из Кодификатора ЕГЭ по литературе, списка Концепции школьного филологического образования АССУЛ, списка И.Н. Сухих и «Гильдии словесников» и др.

– В новой программе важную роль в изучении литературы будет играть тематический подход. Какие возможности предоставляет данный метод в раскрытии литературных произведений? И сможет ли ученик открыть для себя произведение «в целом»?

– Проблемно-тематический подход был предложен в качестве лишь одного из возможных вариантов для формирования модулей курса литературы на заключительном этапе школьного литературного образования. Одной из причин этого предложения было то, что дидактическими единицами в литературном образовании являются не сами произведения или имена их авторов («Война и мир», Лев Толстой), но темы, через призму которых они рассматриваются на занятиях («Военная тема в романе Льва Толстого "Война и мир”»). В качестве методического решения в ПП предлагается модульный принцип построения программы и трехуровневая организация самих модулей, которые в обязательном порядке включают в себя:

  • а. произведение крупной формы (или подборку произведений малых форм) для их медленного чтения и изучения на уроках под руководством учителя: на этом уровне предполагается целостный подход в изучении произведения, рассмотрение его в единстве содержательных и формально-выразительных планов;
  • б. компаративное, сравнительно-сопоставительное изучение одного или нескольких произведений с медленно изученными на уроках – в рамках тематики модуля (в этом случае и предполагается использование проблемно-тематического подхода – для определения аспекта сопоставительного рассмотрения произведений и, соответственно, профиля модуля);
  • в. самостоятельное чтение и изучение обучающимися одного из выбранных ими из предложенного учителем перечня произведений, самостоятельное сопоставление с прочитанным, с последующей проверкой результатов самостоятельной работы на занятиях (с целью формирования умений самостоятельного чтения и работы с художественным текстом).

Было предложено ограничиться 4–5 модулями в год при возможности расширения числа произведений, изучаемых в рамках того или иного модуля в соответствии с возможностями учителя и класса. Количество модулей задает границы составителю рабочей программы, не позволяя ему расширять количество медленно читаемых и изучаемых на занятиях произведений в ущерб качеству их изучения или организации самостоятельной читательской деятельности учащихся. Тем самым решается проблема перегруженности курса литературы на заключительном этапе школьного образования, отмечаемая большинством экспертов (см. утвержденную в этом году «Концепцию преподавания русского языка и литературы», подготовленную рабочей группой под руководством спикера Государственной Думы Сергея Нарышкина).

Что же касается тематического принципа, то он был предложен разработчиками для обсуждения как возможный способ организации модульного изучения и не является для нас принципиальным: составитель рабочей программы вправе от него отказаться и предложить свой способ организации и наполнения модуля при сохранении его обязательной трехчастной структуры. Такая структура обусловливается планируемыми результатами литературного образования, определенными в первой части ПП по литературе и также прошедшими общественное экспертирование. С нашей точки зрения, определение результатов литературного образования (того, зачем оно нужно, что мы ожидаем на выходе) должно предшествовать и определять и методику этого образования (как оно должно осуществляться), и затем уже его содержание (что оно должно в себя включать, на какой материал опираться). Тогда как долгое время литературное образование начинало со списка (что), потом думало о методике преподавания (как) при фактическом игнорировании вопроса о цели и задачах литературы как учебного предмета (зачем), что только подтверждается исключительным интересом большей части профессионального сообщества к составу списка (что) при пренебрежении другими, с нашей точки зрения – куда более важными – составляющими ПП.

Насколько актуальна русская классика для современных детей? Как и в каком объеме нужно ее изучать?

– Русская классика может быть актуализирована в чтении современными детьми, если сам курс литературного образования будет построен с учетом современной социокультурной ситуации и будет идти от их рецепции и учета возрастных особенностей восприятия к постижению исторического и внеисторического смысла произведений, а не наоборот; если учителя смогут раскрывать потенциал произведений русской классики в контексте культуры и социальных проблем ХХI века, в том числе и проблем, волнующих юных читателей, соотносить вопросы, затрагиваемые в произведениях прошлого, с теми вопросами, которые сегодня не теряют своей важности и насущности или впервые возникают. Поэтому так важна компаративная работа с текстами, сопоставление произведений, принадлежащих разным авторам, литературным направлениям, периодам и эпохам: это позволит увидеть движение мысли и развитие художественных форм в их динамике от прошлого к настоящему, будет способствовать формированию подлинного историзма восприятия художественного произведения.

– Как мы понимаем, представление о пути России в XX веке формируется у ребят не только на уроках истории, но и в процессе знакомства с литературой советского и современного периодов. Некоторые специалисты выражают опасение, что школьник, не прочитав, например, «Тихий Дон» или «Василия Теркина», вошедших в новую программу в качестве необязательных произведений, будет однобоко смотреть на эту эпоху. Согласны ли вы с таким мнением? И каков сам принцип отбора произведений?

– Все замеры чтения старшеклассников показывают, что «Тихий Дон» читается подавляющим меньшинством школьников; даже среди первокурсников филологического факультета Педагогического университета в 2013 году, согласно их опросу, только 75% прочли его полностью – при том что он входит в Кодификатор ЕГЭ по литературе, сдавать который будущие филологи обязаны; среди не сдающих же ЕГЭ таковых единицы.

Перегруженность обязательного списка произведениями XIX века вынуждает многих учителей переносить изучение Чехова в 11 класс, так что на литературу ХХ века почти не остается времени и сил, она не изучается на занятиях – в основном только в обзорах, при том что большинство выпускников озабочены подготовкой лишь к тем экзаменам, которые им необходимо сдавать для поступления в вуз. В ПП по литературе был предложен выход – изучать произведения ХХ века и современного литературного процесса в предыдущих классах – через их компаративное, сопоставительное рассмотрение с произведениями классики XIX века. Другие предложения, как вернуть изучение произведений ХХ – начала XXI века в школу, кроме как радикально увеличив часы на предмет, нам неизвестно (а само увеличение часов не гарантирует, что произведения будут прочитаны, а не изучены посредством краткого пересказа или чтения учебника). Кроме того, ХХ век русской литературы не исчерпывается такими шедеврами советской литературы, как «Тихий Дон» и «Василий Теркин», вбирая в себя литературу Серебряного века, трех волн русской эмиграции, неподцензурной литературы, текущей словесности. Изучение этого периода в истории литературы, как и всех других, возможно только при условии, что понятно, каким будет результат обучения. То есть нужно ответить на вопрос: по каким признакам мы понимаем, что читатель знаком с тем или иным периодом истории литературы? И самое главное – будем понимать, зачем это знакомство читателю. Еще раз подчеркнем: опасения по поводу прочтения или непрочтения конкретных произведений можно рассматривать через призму школьного образования (что успеет школьник прочесть за время учебы в школе), а можно и через призму чтения в течение всей жизни. Если мы думаем о воспитании человека с сознательной гражданской позицией, способного к критическому мышлению, обладающего стабильной потребностью в качественном чтении, нам важно добиться, чтобы школа давала старт его читательской траектории, а не завершала ее.

– Успешная реализация нового образовательного стандарта в школьном обучении вряд ли возможна без подготовки кадров, способных работать в новых условиях. Какими ключевыми профессиональными качествами должен обладать выпускник педвуза и вообще «современный учитель», «учитель будущего»?

– Современный учитель, прежде всего, должен научиться уважать в своем ученике личность, его достоинство человека, видеть в нем субъект, а не объект образовательного процесса и перестать считать себя в информационный век если не единственным, то главным источником знаний по предмету. Он должен быть в состоянии так организовать учебный процесс, чтобы максимально был использован образовательный потенциал внешних ресурсов: библиотек, музеев, театров, культурных центров, городских и университетских лекториев, а также образовательных, художественных, научных интернет-ресурсов и многого другого, – и сам пребывать в процессе постоянного профессионального и общекультурного самосовершенствования и обогащения. Все это возможно только при условии, если учитель сам чувствует себя субъектом образовательного процесса, имеет все условия для реализации своей субъектности.

– Практико-ориентированный подход подготовки учителей, активно применяемый вот уже пять лет, позволяет студентам педвузов начать педагогическую практику еще с первого курса, познакомиться со школой, детьми, попробовать свои силы на выбранном поприще. С другой стороны, за эти годы резко сократился объем лекционных часов. Некоторые предметы, например история языка, фольклор, исчезли, другие заметно сократились. Не скажется ли это отрицательно на качестве профессиональной подготовки учителей, их литературном кругозоре?

– Опыт показывает, что в прошлые годы до 70% выпускников педвузов после первого года работы в школе уходили из нее, и среди главных причин – неумение работать в коллективе и неспособность практического применения полученных в вузе знаний. С нашей точки зрения, оптимальным вариантом была бы такая организация педагогического образования, при которой выпускник фундаментального бакалавриата мог бы идти в педагогическую магистратуру и там получать необходимые навыки педагогической работы. Менее удачным, но возможным кажется нам и обратный подход, при котором выпускник прикладного педагогического бакалавриата получает глубокие знания по профильному для него предмету в рамках предметной магистратуры. При этом для нас очевидно, что традиционное для педагогического образования прежнего времени пренебрежительное отношение к предметам психолого-педагогического и методического циклов, как и подобное же отношение к педагогической и другим видам практик, должно уйти в прошлое. Учителю важно обладать фундаментальным набором знаний по предмету, но гораздо важнее уметь организовать образовательный процесс, чтобы обучающемуся были доступны максимально возможное количество самых разных образовательных и информационных ресурсов. Особенно это актуально для массовой школы, которую просто невозможно наполнить сотнями тысяч профессионалов высочайшей квалификации и эрудиции; гораздо важнее учителям дать в руки ресурсы, доступ к которым они могут открыть своим подопечным и тем самым компенсировать свой недостаточный универсализм в предметной сфере (например, энциклопедическое знание литературы от античности до современности основных стран и континентов, предлагаемое классическим филологическим образованием).

– В последнее время наблюдается постепенное сокращение часов, выделенных на литературу в школе. В то же время объем изучения английского языка возрастает. Как вы считаете, достаточное ли время в школе выделяется на литературу?

– К сожалению, вы неверно проинформированы. Вот как изменялось за последние 50 лет количество часов в базовой школе:

9-й класс – 140 ч (4 часа в неделю)

10-й класс – 140 ч/нед (4 ч/нед)

Итого: 280 часов.

8-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

9-й класс – 136 ч (4 ч/нед)

10-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

Итого: 340 часов

9-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

10-й класс – 136 ч (4 ч/нед)

11-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

Итого: 340 часов

При этом в старшую школу возвращаются уроки русского языка, на которых не только закрепляется грамотность, но и развивается культура письменной и устной речи.

9-й класс – 102 ч (профиль – 136 ч); 3 (профиль – 4) часа в неделю

10-й класс – 102 часа (профиль – 136 часов); 3 (профиль – 4) ч/нед

11-й класс – 102 часа (профиль – 136 часов); 3 (профиль – 4) ч/нед

Итого: 306 (профиль – 408) часов

10–11-й класс – 1 час русского языка (профиль – 2 часа); 72 / 144 часа.

Как видим, общее количество часов на русский язык и литературу только увеличилось, а некоторое уменьшение на базовом уровне часов на литературу компенсируется отдельными уроками русского языка, а на профильном часов даже больше, вместе с русским языком – 6 часов в неделю!

Минимальное и максимальное количество часов определяется нормативными актами, увеличить их можно только за счет внутренних ресурсов школы и за счет других предметов (на сайте есть «Конструктор учебного плана профиля»: можно попробовать создать свой учебный план, забирая у одних предметов и отдавая другим таким образом, чтобы не выйти за рамки максимально и минимально допустимого).

Вопрос – не в количестве часов, а в оптимальном их использовании: никакое количество учебных часов не заставит обучающихся читать больше, чем они в состоянии осилить, читая в свободное от занятий и выполнения домашних работ по другим предметам время.

– Отечественная система образования непрестанно реформируется вот уже несколько десятилетий. При этом параллельно наблюдается резкое падение грамотности, начитанности. Как известно, Финляндия по-прежнему использует многие принципы советской и российской классической системы образования и является сегодня одной из самых читающих, грамотных стран Европы. Не связано ли, на ваш взгляд, снижение грамотности с определенными издержками реформирования российского образования? И является ли новый стандарт – попыткой решить эту проблему?

– К сожалению, вы неверно проинформированы об особенностях финской системы образования. К примеру, в Финляндии вообще нет обязательных списков по литературе: список книг для чтения обучающимися каждый учитель и школа формирует самостоятельно, государство никак не вмешивается в этот процесс. Вряд ли это соответствует советским традициям образования.

Снижение уровня грамотности и чтения, с нашей точки зрения, скорее связано с тем, что российское образование в 2000-е годы двигалось в основном, развивая и ужесточая формы контроля знаний, которые стали определять содержание образования, но не наоборот. По сути произошло ползучее возвращение к устаревшим принципам организации школьного образования, адекватного, может быть, условиям модернизирующегося индустриального общества середины ХХ века, но не отвечающего потребностям и особенностям постиндустриальной, информационной эпохи XXI века: дети, сложившиеся в новом мире, оказывались в старой школе, школе из прошлого времени, не адекватной, за редким исключением, новым вызовам и проблемам времени.

– Недавно в состав ЕГЭ по литературе удалось вернуть сочинение. Однако в целом практика написания сочинений за последнее двадцатилетие резко сократилась. Необходимо ли, по вашему мнению, возрождать традиционное сочинение в школьном обучении?

– К сожалению, вы неверно информированы: итоговое сочинение не может считаться частью ЕГЭ по литературе, так как это противоречит Закону об образовании, согласно которому по одному предмету не может быть двух экзаменов. Это сочинение вводилось как метапредметное, позволяющее демонстрировать обучающимися владение письменными речевыми навыками, умение рассуждать на заданную тему, подкреплять свою мысль аргументами из различных сфер знаний и культуры. Введение требования необходимости аргументировать свою позицию исключительно примерами из литературы (пресловутая «литературоцентричность») отчасти обессмыслило эту форму, так как обращение к литературному тексту не может считаться полноценным аргументом – как любое обращение к художественному образу, способному придать высказыванию выразительность и эмоциональную убедительность, но не способному служить убедительным доказательством тезиса в силу самой природы художественного образа, которому всегда можно противопоставить иной художественный образ, противоположный по смыслу, но не менее убедительный. Превращение же литературного произведения в источник аргументов для сочинения наносит еще один, практически смертельный удар по восприятию его именно как художественного феномена, то есть уничтожает эстетическое чтение, превращая чтение в подбор подходящих цитат и аргументов.

Сочинение по литературе имеет смысл только в том случае, если обучающийся анализирует текст, имея его перед глазами. В противном случае это будет не анализ текста, а воспроизведение заученных клише правильных ответов по произведению из обязательного списка, то есть по сути – отсроченное изложение (воспроизвести на экзамене полученное на занятиях). Продемонстрировать, что в результате завершения школьного курса литературного образования ты научился читать и анализировать текст, размышлять над прочитанным, а не просто воспроизводить готовые знания, возможно только на прежде неизвестном тексте, при том что его можно сопоставлять и с прочитанными на уроках. Но это требует пересмотра нынешних форм ЕГЭ, выработку новых их форм – в соответствии с планируемыми результатами литературного образования – и согласно с требованиями новых стандартов по литературе.

– У новой программы по литературе, как вы знаете, есть сторонники, есть и противники, которые выдвигают определенные аргументы. Считаете ли вы возможным и полезным провести совместное обсуждение программы – выработать общее решение, которое объединило бы все профессиональное сообщество?

  • Любое конструктивное обсуждение может быть полезным, что продемонстрировало идущее уже не первый месяц широкое общественное обсуждение Примерной программы по литературе и другим предметам. Если к этому обсуждению готово подключиться Общество русской словесности – это можно только приветствовать. Вызывает только сомнение возможность принятия такого решения, которое сможет объединить хотя бы большую часть профессионального сообщества, так как расхождения носят принципиальный и нередко взаимоисключающий характер по следующим «развилкам»:
  • является целью литературного образования прочтение всего «золотого списка» – или формирование естественной потребности и навыка качественного чтения и работы с прочитанным?
  • должен ли быть хотя бы минимальный круг произведений, обязательных для прочтения любым обучающимся вне зависимости от его национальности, вероисповедания, потребностей, возможностей, – или список должен быть индивидуализирован с учетом региональных, этнокультурных, религиозных, возрастных особенностей, а также способностей и склонностей обучающегося?
  • существует ли «объективное прочтение» любого художественного произведения, общее для всех, – или главное в восприятии любого произведения способность читателя аргументированно, с опорой на текст и законы литературной формы, обосновать свое восприятие и интерпретацию произведения?
  • можно ли довольствоваться тем, что хотя бы некоторые способны прочитать положенное в основном объеме, при игнорировании интересов нечитающего большинства, – или следует стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся имел право на свой уровень и круг чтения и свою читательскую траекторию?
  • возможно ли определить результаты школьного литературного образования – или эта образовательная сфера, в отличие от остальных школьных предметов, имеет неформулируемый «отсроченный» результат?

Иначе говоря, вопрос заключается либо в сохранении позднесоветской модели литературного образования, либо в создании новой системы, определении, прежде всего, его целей и ожидаемых результатов. От этого зависит, сможет ли литературное образование выйти из многолетнего кризиса и стать более адекватной современной социокультурной ситуации – или продолжит стагнировать.

См.: Павловец М.Г. , Реморенко И.М.  Об изменении регламентации преподавания литературы в современной школе // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 216 // https://vo.hse.ru/data/2014/12/24/1104105805/Pavlovets.pdf.

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20096

Алена Бальцева 18.01.2016 20096


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Проект «Повышение интереса школьников к чтению литературы».

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.

Цель проекта: Разработать систему мероприятий для повышения интереса у школьников к чтению литературы.

Шаги исследователя:

Этап 1. Проводим анкетирование школьников.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников. Варианты вопросов для форума: 1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему. 2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам? 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы? 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете? 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную ранее автором проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

    Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.

    Литературный брейн-ринг (между классами).

    Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.

    Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.

    Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).

    Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».

    Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.

    Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

    Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.

ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения

анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».

Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________

1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________

_________________

2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________

__________________________________________________________________

3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________

4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________

______________________________________________________________________________

5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________

______________________________________________________________________

7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь

___________________________________________________________________________

8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________

_____________________________________________________________

9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________

_________________________________________________________________________

10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________

___________________________________________________________________________

11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________

______________________________________________________________________

12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________

______________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

УЧЕБНИКОВ,

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Лекция

1. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Литература как школьный предмет познает литературу как искусство и как науку одновременно.

В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В построении программ предпочтение отдано идее концентрического построения.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников.

В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах усложнен материал по теории литературы, даны большие художественные произведения, этим создается готовность к изучению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим.

Материал 10-11 классов построен на историко-литературной основе.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственного стандарта литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровней литературного развития школьников по окончании основной (9-летней) и средней (11-летней) школы и средства, с помощью которых эти уровни могут быть достигнуты.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение выписанных из Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе целей изучения литературы на ступени основного общего образования.

Комментарии дают студенты.

3. Домашнее задание

Дать анализ программ по литературе, учебников, методических пособий.


Лабораторное занятие № 1

Анализ школьных программ по литературе

Вопросы для анализа программы

  1. Каковы цель, задачи, концепция программы?
  2. Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
  3. Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
  4. Каковы принципы изучения литературных произведений?
  5. Монографические и обзорные темы в программе.
  6. Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
  7. Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
  8. Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
  9. Системность программы.
  10. Соответствие программы требованиям стандарта.

Практическое задание



Познакомиться со школьными программами по литературе; выполнить анализ одной из программ;

Литература

  1. Школьные программы по литературе.
  2. Общеобразовательный стандарт основного и полного общего образования по литературе (Литература (Приложение к газете "1 сентября", № 7/ 2004) (сравнить с предшествующими стандартами).

Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ

Эта программа была распространена в российских школах с 1994 года.

Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)

Класс Модель структуры курса Ведущие аспекты реализации модели Теоретическое оснащение
Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.
Литературный процесс от древности до наших дней Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.
Литературный процесс от древности до наших дней Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
Литературный процесс от древности до наших дней История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством. Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.
Литературный процесс от древности до наших дней Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики. Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.

Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.


Программа по литературе под ред. А. Г. КУТУЗОВА
для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов

Создана в 1995 году. В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Предлагаемая в программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы, направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

  • 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу);
  • 6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная цель – интерпретация текстов);
  • 10 – 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте).

9 кл. занимает особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.

В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание" и т. п.

В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому.

Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".

Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Если попытаться буквально построить курсы гуманитарных предметов на прямом повторении исторического развития и пути научного знания, осуществить эту задачу невозможно, потому что периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества.

Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):

  1. Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.
  2. Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.
  3. Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.
  4. Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:

  1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.
  2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
  3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
  4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:

Класс Задачи
5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.
7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").
10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и т. д.

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:

  1. Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.
  2. Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.
  3. Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.
  4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
  5. Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).
  6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
  • Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
  • Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
  • Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
  • Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;
  • Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.

Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).

Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

  • Сведения о жизни и творчестве писателя.
  • Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).
  • Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.
  • "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.

Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.

В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.

Елизавета Бабанова

29551

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.