Подъем царства Великой Армении при Трдате III Великом. Подъем царства Великой Армении при Трдате III Великом Телевизионный детский сад

Трдат Третий
2 дата: 21.04.2015 / 08:58:24

Трдат III был одним из самых выдающихся царей династии Армянских Аршакидов. С перерывами он правил: в 274 – 276 гг (I восшествие на престол) и в 287 – 330гг (II восшествие на престол) нэ. В период его правления укрепилось экономическое, политическое и военное положение Армении. Однако, в период его правления, произошли крупные и судьбоносные изменения во внутренней жизни страны – принятие Арменией христианства в качестве государственной религии.
Трдат III (Траз) – 287– 330 гг нэ - царь Армении:
274- 276 гг нэ - I восшествие на престол
287 – 330 гг - II восшествие на престол. (второе вошествие на престол, как ставленника Римской империи). Ему удалось изгнать иноземных захватчиков и восстановить независимость Армении. В 90-ых годах III в нэ снова разгорается борьба за Армянский престол между ставленниками Римской империи и Сасанидской Персии. Это привело к тому, что в том же 298 г., в городе Нисибин, между Римом и персией был заключен мирный договор, относительно Армении. Согласно этому договору, Сасанидская Персия обязывалась в течение 40 лет не нарушать границы Великой Армении и оба государства признавали независимость Армении. В 301 г. Армения, первая в мире, приняла христианство, в качестве государственной религии. Одновременно он проводил политику по централизации армянских земель и боролся с непокорными владетельными князями (арм. - нахарарами).
296 г нэ - в 296 г. персидский царь Нарсес начал войну с Римской империей и Арменией, однако после некоторых успехов потерпел тяжёлое поражение и ушел из Армении.
298 г нэ - первое разделение Армении между Римской империей и Сасанидской Персией, согласно Нисисбинскому мирному договору между этими странами. В городе Нисибине в Месопотамии был заключён мир на 40 лет: персы уступили римлянам Месопотамию и пять небольших областей в бассейне Верхнего Тигра (некоторые из них когда-то входили в состав Армении) и признали римский протекторат над Арменией и Иберией. Фактически Армении удалось отстоять своё самостоятельное существование. Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Однако, в том же году, Трдату III удалось снова восстановить целостность Армении.
конец III – начало IV вв нэ – Артавазд Мамиконян - спарапет армянских войск во времена Трдата III.
В период правления Трдата III Армения приняла христианство в качестве государственной религии, однако этому процессу предшествовали многие социальные изменения, происходившие внутри некоторых слоев армянского общества. Перечислим некоторые из них:
1. Григорий Просветитель. Проповедь и дальнейшее распространение христианства в Армении переходит на новый, более высокий уровень в период деятельности Григория Партева (“партев” - в переводе с армянского означает “парфянин”). По происхождению, Григорий был из младшей ветви царской династии Персидских (Парфянских) Аршакидов. Его отец – Анак служил при царском дворе. Однако, в 224 г нэ, он, вместе со своей семьей (также со своим маленьким сыном - Григорием), вынужден был бежать в Армению. [Этому предшествовали очень бурные события, происходившие в Персии, в начале 20-ых годов III в нэ. В то время в Персии царствовал Вагарш V (208 – 223 гг нэ) Аршакид. В период его правления усилился разброд в стране и недовольство князей центральной властью. Своей активностью, направленной против царской власти, особенно выделялись князья южных регионов страны. Воспользовавшись этим, брат Вагарша V – Артаван, об’явил себя царем Персии и подчинил себе южные регионы Персидского государства. Он присвоил себе династическое имя Артаван V. В Персии началась гражданская война, которая длилась 10 лет. Законному царю - Вагаршу V не удалось подчинить себе мятежников. Более того, в 223 г нэ, Артаван сверг своего брата и стал царем всей Персидской державы. Однако, в том же 223 г., один из главнокомандующих войсками Вагарша V – Арташир (его дед – Сасан в молодости был крупным военачальником, а потом стал главным жрецом Ахурамазды – верховного кумира персидского языческого пантеона. Сын Сасана и отец Арташира – Папак был верховным жрецом Персии) Папакан из рода Сасанидов сверг Артавана V и об’явил себя царем Персии. Так пала одна из могущественных царских династий, правивших в Передней Азии – династия Парфянских (а впоследствие - Персидских) Аршакидов, просуществовавшая в общей сложности 473 года (династия Парфянских Аршакидов была основана царем Парфии Аршаком I Великим в 250 г. до нэ). Однако, Арташир тайно питал особую ненависть к царям из рода Аршакидов, т.к. отец Вагарша V - Вагарш IV (191 – 207 гг нэ) преследовал Папака и всячески ущемлял права персидских жрецов (Как было сказано выше, и дед, и отец Арташира были жрецами. Т.е. Арташир воспитывался в жреческой семье. Кроме того, он был религиозным человеком и ему не нравились преследования жрецов со стороны царской власти). Таким образом, Арташир стал основателем новой царской династии в Персии – династии Сасанидов. Став главою государства, Арташир начал преследовать представителей рода Аршакидов, лишать их занимаемых должностей, насильно отбирать принадлежавшие им земли, изгонять их из дворца, столицы и страны. Тех, кто сопротивлялся этому, Сасаниды предавали смертной казни]. В период персидского политического кризиса, в Армении правил царь из династии Армянских Аршакидов, Хосров II Великий. Именно к нему и приходит отец Григория – Анак. Хосров II принимает Анака на службу к себе. Однако, впоследствие выясняется, что Анак бык подослан персидским царем Шапухом I (243- 248 гг нэ), чтобы убить армянского царя [Придя к власти, Сасаниды стремились установить свою гегемонию во многих странах Передней Азии, в том числе и, в Армении. Став царем Персии, после своего отца Арташира I, Шапух I начал вести агрессивную политику против Армении. Но армянские войска, под руководством Хосрова I ВеликогоI, всякий раз давали решительный отпор персидским захватчикам и изгоняли их с родной земли. Не достигнув ожидаемых результатов на поле брани, персидский царь решил пойти на низость и убрать выдающегося армянского царя другими способами. Именно поэтому, Шапух I посылает в Армению Анака, чтобы тот убил Хосрова. Анаку удается осуществить свое подлое намерение во время одного из дворцовых празднеств (некоторые исследователи считают, что убийство Хосрова произошло во время царской охоты, на которой присутствовал и Анак)]. После убийства Хосрова II, армяне убили Анака и истребили весь его род. Чудом спасся только малолетний сын Анака – Григорий. Его спасли князья из рода Слкуни, которые потомственно занимали пост спарапета - главнокомандующего армянскими войсками. Они укрыли Григория в своем поместье, в области Тарон и воспитали его, в соответствии с принципами, принятыми в среде армянской знати и при дворе. Когда Григорий подрос, то он был принят на службу при царском дворце. Но он был уже (тайно, как и все другие) христианином. Где и когда Григорий узнал о новом вероучении, какую (-ие) общину (-ы) он посещал, когда и где крестился, не известно. Так или иначе, но со временем, Григорий становится одним из видных деятелей христианства в Армении, однако об этом не знали еще ни царь, ни царедворцы. В конце III в нэ царем Армении был Трдат III (298 -330 гг). То, что Григорий – христианин, стало известным во время одного из летних религиозных празднеств, посвященных Анаит, которые проходили в селении Тил и в которых участвовал царь, вместе со своей семьей и своими приближенными. Во время этого праздника, Григорий отказался принести жертву и совершить другие обряды поклонения кумиру. Когда царь узнает о принадлежности Григория ко христианскому течению, то приказывает заточить Григория в Хор – Вирап, замок, расположенный недалеко от Арташата и служивший в то время местом заточения знатных людей и политических врагов правящей династии (как Бастилия во Франции или Петропавловская крепость в Российском Санкт - Петербурге). Заключенные, в Хор – Вирапе, находились в ужасных условиях, очень многие умирали, но, к счастью, Григорию удалось выжить. Позже мы увидим, что с ним случилось потом.

2. Девы – мученицы. Как уже говорилось выше, новая армянская столица – Вагаршапат, вскоре превратилась в большой полис, где, наряду с дворцами царя и аристократов, находились и об’екты, обслуживавшие население города. Таковыми были и давильни винограда (а при них и здания, где работали виноделы), которые располагались в пригородах новой столицы. Обычно на таких об’ектах трудился подневольный люд и беднейшие слои населения. Поэтому аристократам было зазорно посещать такие места и обслуживающий персонал контролировался, в основном, со стороны своих непосредственных начальников. А тем нужно было, чтобы работа выполнялась четко, в установленные сроки, что и делалось работниками. Все остальное, в том числе и то, чем занимались работники в свободное от работы время, начальников не интересовало. Этим обстоятельством воспользовались первые армянские христиане. Они стали собираться в пригородах Вагаршапата. Среди прочих христиан была и группа женщин, которой руководила девушка по имени Гаяне. В этой группе особенно были активны Рипсиме и Шогакат. Христиане (в том числе и девушки) активно проповедовали, привлекали на свою сторону многих людей. Таким образом, увеличивалось число христиан в стране. Однако, общая ситуация в Армении, складывалась не в пользу христиан. Царь развернул активную кампанию по преследованию сторонников нового вероучения. Тех, кто попадались, заставляли признавать старых кумиров. Если они не отрекались от христианства, то их бросали в тюрьмы, посылали на принудительные работы. Но самых активных и принципиальных приговаривали к смертной казни. Казнили и группу девушек – христианок. А произошло это так. Однажды царь Трдат возвращался с очередной прогулки и, на одной из улиц Вагаршапата, увидел Рипсиме. Плененный красотой девушки, царь приказал найти ее и доставить во дворец. Когда Рипсиме привели, Трдат предложил девушке стать его наложницей. Она отказалась, что нимало удивило царя [в Древней Армении, как и в других античных государствах, был широко распространен культ поклонения царям. Древние люди считали, что цари произошли от кумиров, являлись их прямыми наследниками и обожествлялись (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители). Неповиновение царям считалось святотатством и могло “сурово караться кумиром /-ами/”. Кроме того, быть царской наложницей, считалось огромной честью для девушки, особенно незнатной. Поэтому, когда девушка не хотела удостаиваться такой “чести”, то она должна была иметь или очень веские основания, или же такое поведение вызывало недоумение. В данном случае, отказ Рипсиме имел библейское основание (в Библии сказано, что: “необходимо избегать блуда” – Эфесянам 5:3)]. Вскоре Трдат узнает, что Рипсиме – христианка. Ее арестовывают и хотят заставить признать старых кумиров. Однако девушка не подчиняется. Поэтому, по приказу царя, ее пытают, а потом казнят. Кроме того, узнают о местонахождении других девушек – христианок этой же общины. После ареста, все они подвергаются той же участи, что и Рипсиме. Но такие крутые меры не могли остановить распространение христианского учения в Армении.
3. Освобождение Григория. Как уже было сказано выше, Григорию удалось выжить, будучи в заточении в Хор Вирапе. Но в начале весны 301 г. нэ он был освобожден из заточения. Вот здесь легенды и реальность тесно переплетаются друг с другом. Согласно распространенной легенде, в начале 301 г. царь Трдат и его домашние тяжело заболели. Несмотря на все усилия врачей, никто не мог их вылечить. Однажды ночью царице пришло видение: седобородый старец говорил ей, что излечиться они смогут только тогда, когда из тюрьмы будет освобожден Григорий, а царь примет новую религию. Болели ли на самом деле царь и его семья или нет, неизвестно. Но фактом является то, что Григорий был освобожден из заточения и вновь стал приближенным царя.
4. Принятие христианства, в качестве государственной религии. В конце мая – начале июня 301г. нэ, царь Армении Трдат III, его семья, царедворцы и царская армия крестились в водах реки Арацани (армянское название реки Восточный Евфрат), в области Тарон, неподалеку от местечка Мцурн. Крестил их руководитель армянских христиан – Григорий Партев, который принял титул католикоса. Приняв водное крещение, они символизировали таким образом посвящение Богу и принятие христианства, в качестве государственной религии. После этого христианство начало свое продвижение по стране. Так начался новый этап в истории Древней Армении.

Во время правления Трдата III усиливается центральная власть, а также армия. Возрастает роль государственных ведомств в деле руководства страны и обороны. Трдат III назначает Ота Аматуни азарапетом (арм. тысяцкий), а спарапетом - Артавазда Мандакуни. Экономика страны развивается, на ряду со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране, новое развитие получает торговля, главными центрами которого стали Арташат в Великой Армении и Мцбин в Северной Месопотамии.

Трдат III предпринимает действия по экономическому обеспечению Армянской церкви, раздав земельные участки священникам сельских церквей по 4 двора, а в поселковым по 7. Армянский католикос Григорий Просветитель и царь Трдат организовали образовательскую деятельность. Часть собранных со разных районов Армении детей были отправлены на ассирийское обучение, а другая - на греческое. Целью являлась подготовка опытных переводчиков армянского языка, для того, чтобы сделать более доступным народу устное слово Евангелие, а также для упрощения задачи ведения государственных дел.

В 313 году с согласия императора Константина Великого был принят миланский манифест «Эдикт», согласно которому христианство в Римской империи провозглашалось как свободная и равноправая другим религия. Царство Великой Армении и Римская империя стали единоверными странами и между ними установились добрые и стабильные взаимоотношения.

Святой Григорий уединился от светского мира и проживал жизнь аскета в пещере Маня Айрк в горе Сепух области Даранах Великой Армении. Царь Трдат с сыновьями Григория Вртанесом и Аристакесом прибыл туда. По просьбе царя Григорий рукоположил Аристакеса епископом. Последний принял участие в Никейском вселенском соборе, на котором был учрежден Символ веры. Аристакес, вернувшись в Армению, привез с собой Никейские каноны. Святой Григорий в этот список добавляет свой список законов.

По просьбе смотрителей города Пайтакаран одноименной области Великой Армении царь Трдат рукоположил епископом этих мест сына Втранеса Григориса. Под его духовной власттю находились Арцах, Утик и Пайтакаран, а также подчиненные Армянской апостольской церкви епископии Вирка и Ахванка. Григорий был жестоко убит во время христианского проповедования по приказу царя находящейся на западном береге Каспийского моря страны мазкутов Санесана. Тело Св.Григориса его единоверцы привезли и предали земле в деревне Амарас Арцаха, в церкви, построенной его дедом Григорем Просветителем.

Даниелян Э.

Трдат III Великий (250-330)

После того, как в 252-ом году отец Трдата Хосров II Смелый (198-252) с своей семей был предательски убит, а Царство Велики Айк Захвачена Персией, Трдата, еше грудного ребенка, его учитель смог унести в Рим. Там и прошли его юные годы.

"Трдата, который еще в отроческие годы вскакивал на норовистого коня, ловко управлял им, успешно применяя оружие и одолел прочие военные премудрости. Согласно храмовому предсказанию Пелопоннесской пифии он при соревновании в играх превзошел Клитострата Родосца, который умел повергать (противника), хватая его за шею, а также Кераса Аргивца , ибо тот сорвал у быка копыто, а этот, схватив одной рукой рога двух диких быков, оторвал их, сокрушив им шеи. Пожелав править колесницей на ристания в большом цирке, он, отпрянув от искусного противника, упал на землю и, схватившись за колесницу, к изумлению всех, остановил ее. Во время же войны Проба с готами воины восстали против него и убили его; напали также на всех остальных начальников. Трдат, однако, один воспротивился им и не дал никому вступить во дворец Лициния, у которого он проживал"

Мовсес Хоренаци

"42. И случилось так, что отряды, продвигаясь, оказались в узкой впадине между виноградниками и проходом к житницам, у врат города. Так как была полночь, врата города были заперты. До полуночи не найдя корма и сухой травы для коней всего войска, они стали искать и увидели за городской стеной с внутренней стороны в скотном дворе копны сена. Но из-за высоты стены никто не мог добраться до [него]. Тогда [по стене] поднялся Трдат и, спустившись [вниз], стал копнами бросать сено в войско вплоть до полного довольствия. На эту сторону стены он перебросил в войско также сторожей и много собак. И сам, поднявшись с той стороны, спустился вниз.

43. Увидев эту могучую силу [Трдата], Лициний был удивлен. С наступлением утра городские ворота открылись, и все войско вступило [в город]. Лициний со всеми вельможами, полководцами, военачальниками и князьями предстал перед царем."

Агафангел

Позже Трдат, заменяя императора, вышел на единоборство с готским предводителем.

"В те дни правитель готов собрал войска и множеством воинских отрядов двинулся на войну с греческим властителем. Он отправил [ему] послание такого содержания: «Зачем нам со всем народом идти воевать и уничтожать наши войска, в то же время подвергать опасности страну и держать ее в тревоге; [лучше будет, если] я отсюда от наших войск выступлю против тебя, а ты [против меня] от греческой стороны. Пойдем на место боя, если я тебя одолею, греки покорятся мне, если же победишь меня ты, то наша жизнь будет принадлежать тебе, и мы покоримся тебе, и для обеих сторон наступит мир без крови и истребления».
40. Греческий царь, услышав все это, испугался, ибо [греки] не были готовы выступить с отрядами против [готского царя], но и не мог согласиться [выполнить] требование, [изложенное] в послании, так как был тщедушен; он устрашился и убоялся, ибо не знал, что ответить на послание...
44. Царь поведал князьям о послании царя готов. Тогда Лициний обратился к царю и сказал:
— Да не вострепещет сердце моего повелителя, ибо при твоем дворе есть муж, который может справиться с этим делом. Зовут его Трдатэсом, из царского рода Армянской страны.
И Лициний рассказал о его ночном дерзновенном поступке. [Царь] распорядился, и Трдатиоса привели к нему. И [Трдат] рассказал ему все по порядку. Тогда был назначен час боя, с тем чтобы поутру на борьбу один против другого вышли готский и греческий государи.
45. Утром следующего дня [царь] приказал накинуть на Трдатиоса [царскую] порфиру. Его нарядили в императорские одежды, надели на него царские регалии, и никто ничего не знал о нем. Всем было объявлено, что это сам император. Под звуки труб он со всем войском стал стремительно приближаться, пока не предстал перед врагами. Оказавшись друг перед другом -[Трдат] в обличий императора и царь [готов] пришпорили коней и вступили [в бой]. И там облаченный в императора победил царя [готов] и, схватив его, привел и поставил перед императором."

Агафангел

Позже Трдат участвует в Восточном походе Карра и продолжителя его дела Нумериана.

"Храбрый Трдат дал подряд несколько сражений, сначала в Армении, а затем и в Персии, в которых он добывал победу своими руками. Однажды он с большим успехом, чем тот Елианан в древности, поднял копье в защиту такому же числу раненых. В другой раз персидские искусные (лучники), испытав грозную силу великана и крепость его доспехов, стали обстреливать его коня и, покрыв его множеством ран, убили его. Конь грохнулся оземь, и царь упал. Но он поднялся на ноги и пешим набросился на врагов, повергая их во множестве за причиненное ему, и, схватив коня одного из них, лихо вскочил в седло. Еще раз, опять-таки спешившись, (но) добровольно, он мечом разогнал стадо слонов. Отличившись в Персии и Ассирии таковыми подвигами, он продвинулся дальше Ктесифона"

Окончательно утвердившись на престоле, Трдат не переставал принимать вызов своих противников встретиться на поле боя. В одном из сражении он встречается с могучим предводителем северян: Вот описание хода этого поединка по словам Иоанна Мамиконяна.

Прямо перед битвой меж боевых порядков армянской армии и армии Северян встретились Трдат и Гедрхон, который до этого в оскорбительном тоне вызвал Трдата на дуель. Гедрхон слыл непревзойденным бойцом сред своих. Единоборство началась боевыми молотами и продолжалась довольно долго. Но поскольку Гедрхон стал понемногу уставать, то он, желая изменить ход опасного для себя поединка, внезапным движением оторвался от Трдата и уже издали накинул аркан - обхватя руки Трдата. Гедрхон стал тянуть аркан, в надежде утащить Трдата с коня, но последний, обманчивыми и быстрыми движениями собственного коня сам запутал врага в собственном аркане, после чего, ловко освободившись убыл врага ударом тяжелого меча, удар которого прорубил ключницу врага и отсек голову его лошади.

Год спустя произошло очередное столкновение с северянами.

"Царь Трдат, спустившись со всем армянским (воинством) на Равнину гаргарейцев , встречается в сражении с северянами, и когда обе стороны сходятся, он в исполинском натиске рассекает толпу врагов надвое. Я не в состоянии описать быстроту (движений) его руки и то, как от нее враги несчетно валились и кубарем катились по земле. Подобно рыбам, вытряхнутым искусным рыбаком из полного невода, они подпрыгивали на поверхности земли. Видя это, царь басилов подбирается к государю, вынимает из-под конского снаряжения аркан из жил, покрытый кожей и, ловко набросив сзади, обхватывает левое плечо и правую подмышку, ибо его рука была поднята для удара мечом по кому-то; а был он одет в броню, которую стрелы не могли и поцарапать. И так как тот не смог сдвинуть с места исполина рукой, то (обернул аркан) вокруг груди коня, но не успел даже огреть коня плеткой, как исполин левой рукой схватился за аркан и, притянув к себе с мощной силой (царя басилов), метким ударом обоюдоострого меча разрубил пополам и мужа и, заодно, голову и шею коня."

Дополните информацию о персоне

Биография

По его инициативе в 301 г. христианство в Армении (раньше всех стран мира) было провозглашено государственной религией.

Тиридат III Великий, сын Хозроя I, вступил на престол в 286 г.; счастливо сражался с Сасанидами (новоперсидскими царями).

Христианство проповедовалось уже с 279 г. армянским апостолом Григорием, но христиане подвергались еще сильным гонениям.

В 301 г. Т. принял христианство, заменил языческие храмы церквами и монастырями, призвал множество священников из Сирии и Малой Азии и сделал христианство государственной религией.

С провозглашением христианства государственной религией, Армянская апостольская церковь, одна из древнейших христианских церквей, отмежевалась в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению.

В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший религиозным центром всех армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. По имени первого католикоса Григория Партева А. а. ц. иногда называется григорианской.

Изображения

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.40, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Болтунова А.И., Саркисян Г.Х. Армения Великая // БСЭ
  • Всемирная история, т. 2, М., 1956
  • Мамулов С.С. Удивительный народ из страны чудес. Книга 3. М., 2000
  • Манандян Я. А., Тигран II и Рим, Ер., 1943
  • Манандян Я. А., О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н. э.- XV в. н. э.), 2 изд., Ер., 1954
  • История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951
  • История СССР с древнейших времен, т. 1, М., 1966
  • Ованесян С. Н. Армянская апостольская церковь // БСЭ
  • Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 167-93. БСЭ