Предложения со знаком восклицания. Восклицательные предложения в русском языке. Схема предложения #2

Во всех языках мира существуют особые предложения - восклицательные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Примеры восклицательных предложений часто встречаются в художественной литературе, в поэзии, в письмах и дневниках. В научных текстах найти их практически невозможно. В них примеры восклицательных предложений не встречаются. Научные статьи пишутся в нейтральном эмоциональном стиле.

Типы восклицательных предложений

Восклицание и многоточие

Существуют и другие сочетания знаков в конце предложений. Например, в литературе некоторые авторы используют сразу восклицание и многоточие. Такие фразы должны натолкнуть читателя на глубокие размышления, по своей сути такие предложения чрезвычайно похожи на риторические вопросы с восклицанием. «И вот в дверях она возникла!.. Пленила красотой своей, улыбкой осветилось лицо, и мир вокруг весь заискрился и радостью, и счастьем!..»

Побудительное восклицательное предложение

Очень интересен вариант использования в произведении Такие фразы отличаются от других тем, что практически не имеют эмоциональной окраски, но содержат в себе приказ, просьбу, приглашение, приветствие или предложение. Обычно в этих предложениях отсутствуют подлежащие. Интонационно подобные конструкции не обязательно должны произноситься с ярко выраженными эмоциями. Однако знак в конце просьбы или приказа указывает на то, что это восклицательное предложение. Примеры в русском языке подобных конструкций встречаются довольно часто. Они присутствуют в диалогах героев художественных произведений.


Приказ в восклицательном предложении

В некоторых конструкциях постановка знаков препинания обусловлена не эмоциональной окраской высказывания, а историческими традициями. Поэтому в случае, когда автор художественного произведения использует приказ, он оформляет предложение с восклицательным знаком. Примеры таких фраз могут произноситься спокойным тоном и даже шёпотом, однако использование восклицательного знака здесь необходимо. «Стоять! - шёпотом приказал Петрович идущему впереди него пленному фрицу. - Не оборачивайся!» Даже в том случае, если приказ отдаётся спокойным ровным тоном, в конце фразы нужно ставить восклицательный знак. Например, «Отряд, равняйсь, смирно!» или «Встать, суд идёт!»

Просьба и предложение

Традициями объясняются ещё некоторые особенности пунктуации в русском языке. Например, особый эмоциональный оттенок вносит в просьбу поставленный в конце фразы восклицательный знак.


Приглашение и обращение в восклицательном предложении

Существует ещё одно правило пунктуации. Оно диктует, что часто в конце приглашения ставится восклицательный знак. Этот факт является признаком элементарной вежливости, культуры письменного общения. Поэтому при прочтении контекста с приглашением, например на свадьбу или пикник, вовсе не следует пользоваться интонацией восклицания.

  1. «Наталья Павловна! Георгий Матвеевич! Приходите на вечер, посвящённый празднованию нашей серебряной свадьбы, в ресторан «Космос»!»
  2. «Дорогие старшеклассники! Приходите 23 октября на «осенний бал», который будет проходить в актовом зале школы!»

Приветствие и пожелание в восклицательном предложении

Правила написания писем очень важно как для обычных людей, так и для авторов художественных произведений. Чтобы разобраться с постановкой знаков препинания в конце предложений, следует обратить внимание на одну интересную особенность: очень часто приветствие или пожелание выражаются формой глагола повелительного наклонения. Таковыми являются слова «здравствуй!», «будьте здоровы!» Поэтому эти предложения воспринимаются как просьба, в конце которой также исторически ставится восклицательный знак. Нередко подобным образом на письме оформляется и прощание. Например, "До свидания, дорогие мои!" или "Спокойной ночи, милый друг! Желаю тебе сладких снов!"

Восклицательные предложения в русском языке служат для усиления эмоциональности текстов, посланий, комментариев. Так как придать интонационную окраску высказываниям персонажей в художественных произведениях можно лишь при помощи знаков препинания, то авторам не остаётся ничего другого, как воспользоваться восклицательными, вопросительными знаками и их сочетаниями.

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

В рус­ском язы­ке про­стые пред­ло­же­ния име­ют несколь­ко харак­те­ри­стик. Они могут содер­жать в себе сооб­ще­ние о чем-то, вопрос или побуж­де­ние к дей­ствию. С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • повест­во­ва­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • побу­ди­тель­ное.

Но кро­ме это­го, суще­ству­ет еще одна харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния. Все эти виды пред­ло­же­ний могут отли­чать­ся по силе выра­жен­но­го в них чув­ства. Кроме сооб­ще­ния, вопро­са или побуж­де­ния к дей­ствию, в них воз­ни­ка­ет эмо­ци­о­наль­ный фон, когда гово­ря­щий выра­жа­ет к сооб­ща­е­мо­му свое отно­ше­ние, вно­сит в него чув­ства, или эмо­ции.

Эмоция [фр. emotion < emovere воз­буж­дать, вол­но­вать ] - пси­хи­че­ское пере­жи­ва­ние, душев­ное вол­не­ние (гнев, страх, радость и т. д.), воз­ни­ка­ю­щие у чело­ве­ка и живот­но­го в резуль­та­те воз­дей­ствия на него внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей.


Словарь ино­стран­ных слов. М., Русский язык, 1980

Что такое восклицательные предложения?

Чтобы понять, что такое вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние, срав­ним два очень похо­жих, на пер­вый взгляд, выска­зы­ва­ия:

Уже взо­шло солн­це.

Уже взо­шло солн­це!

В пер­вом пред­ло­же­нии содер­жит­ся кон­ста­та­ция фак­та, сооб­ще­ние о при­род­ном явле­нии, когда закон­чи­лось тем­ное вре­мя суток и насту­пил день. Это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое про­из­но­сит­ся спо­кой­ным тоном, без осо­бой экс­прес­сии.

Второе пред­ло­же­ние тоже повест­ву­ет о том же явле­нии, но в нем при­сут­ству­ет эмо­ция радо­сти, вос­тор­га и вос­хи­ще­ния.

Сделаем вывод, что пред­ло­же­ния могут отли­чать­ся друг от дру­га по силе выра­жен­но­го в них чув­ства.

Говорящий может выра­зить радость, вос­хи­ще­ние, огор­че­ние, страх, воз­му­ще­ние, злость, раз­дра­же­ние и пр.

Это про­яв­ля­ет­ся в уст­ной речи с помо­щью осо­бой инто­на­ции, более напря­жен­ной, повы­шен­ной. В пись­мен­ной речи вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние обо­зна­ча­ет­ся с помо­щью вос­кли­ца­тель­но­го зна­ка.

Предложения могут про­из­но­сит­ся спо­кой­ным ров­ным тоном. По силе выра­жен­но­го чув­ства это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. Предложение может про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, пере­да­ю­щей силь­ное чув­ство.

Сравним:


Расцвели в саду ябло­ни (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

Зайдешь в сад, а там рас­цве­ли ябло­ни! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке вос­кли­ца­тель­ны­ми могут быть все виды пред­ло­же­ний, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по цели выска­зы­ва­ния.

Понаблюдаем:

Я хочу тан­це­вать (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Я хочу тан­це­вать! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты не выучил это пра­ви­ло? (вопро­си­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты еще не выучил это пра­ви­ло?! (вопро­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но (побу­ди­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но! (побу­ди­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное).

Средства передачи восклицания

Кроме осо­бой инто­на­ции, кото­рая исполь­зу­ет­ся в вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях, в рус­ском язы­ке суще­ству­ют спе­ци­аль­ные «вос­кли­ца­тель­ные сло­ва»:

  • ну, вот, что за, как, же, пусть, вишь (части­цы);
  • ах, ох, эх, ого, увы, тьфу (меж­до­ме­тия);
  • какой, кто, каков, сколь­ко, как, куда (место­име­ния и наре­чия).

Что за глаз­ки!

Каков кра­са­вец, про­сто загля­де­нье!

Вот ты какой, ока­зы­ва­ет­ся!

Как ярко све­тит солн­це!

Кто тут так весе­ло сме­ет­ся?!

Ах, какие мы шуст­рые!

Ну, и зачем ты мне об этом гово­ришь?!

Примеры восклицательных предложений в литературе

Восклицательные пред­ло­же­ния не встре­тишь в науч­ном тек­сте. А вот в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные пред­ло­же­ния охот­но исполь­зу­ют писа­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях для пере­да­чи раз­лич­ных чувств.

Увы, на раз­ные заба­вы я мно­го жиз­ни погу­бил! (А. С. Пушкин).

Ох, тяже­ла ты, шап­ка Мономаха! (А. С. Пушкин).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (А. Тютчев).

Ох, и кра­со­та! (П. П. Бажов).

Раззудись, пле­чо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).

Москва…как мно­го в этом зву­ке для серд­ца рус­ско­го сли­лось! Как мно­го в нём ото­зва­лось! (А. С. Пушкин).

Восклицательные и побудительные предложения чем отличаются?

    Побудительное .

    Все предложения — это высказывания. Не бывает никаких других предложений. Все эти высказывания имеют цель. На этой почве, все предложения (по цели высказывания) делятся на:

    1. Повествовательные (чтобы рассказать).
    2. Вопросительные (чтобы спросить).
    3. Побудительные (чтобы на что-то побудить).

    Все эти предложения могут быть восклицательными (с ! в конце) или невосклицательными (без ! в конце). Побудительное предложение тоже может быть восклицательным или невосклицательным, но оно всегда побуждает — советует, рекомендует, приказывает, призывает к действию:

    1. А ну-ка быстро иди ко мне!
    2. Отстань, Прокофьич, — дурно мне, помираю…

    Восклицательные .

    Это предложения, которые выражают яркую эмоцию и имеют в конце !. Нет восклицательных предложений без восклицательного знака в конце. Восклицательные предложения могут быть побудительными, а могут и нет:

    1. Эх, хорошо зимой в дубовом лесу-то бывает! (не побудительное)
    2. Да что же ты привязался ко мне, как клещ весенний?! (не побудительное)
    3. Стоять всем! (побудительное)
  • Начнем с побудительных предложений.

    В предложениях такого вида происходит побуждение к какому-то действию. Их можно назвать предложениями-приказами.

    Не спеши принимать решение, подожди Лешу!

    Идем-ка в гости!

    Думай, Егор, думай!

    Забери ребенка.

    Восклицательные предложения это тип деления предложений по интонации. Они могут быть побудительными тоже.

    Какой здесь воздух!

    Как легко дышится на свободе!

    Удивительно!

    Примеры побудительных предложения с !.

    В зависимости от цели высказывания предложения подразделяем на повествовательные, вопросительные и побудительные. В побудительных предложениях выражается побуждение к действию, оформленное в виде приказа, просьбы, призыва, совета.

    Не садись на пенек, не ешь пирожок.

    Хлеб-соль ешь, а правду режь.

    Сходил бы ты на огород за огурчиком,сынок.(Сходил бы = сходи).

    Как видите,в побудительном предложении сказуемое может быть глаголом в форме повелительного или условного наклонения (в значении повелительного).

    Стоять! (инфинитив в роли повелительного наклонения).

    Давай присядем здесь.(частица давай + глагол в форме 1 лица множественного числа).

    По эмоциональной окраске разделим предложения на восклицательные и невосклицательные.

    В восклицательных предложениях мы выразим радость, восторг, гнев, страх, возмущение и др. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения, то есть эти виды предложений произносятся с дополнительной экспрессией.

    Как хорошо в лесу!(повествовательное восклицательное предложение). Пойдем в лес!(побудительное восклицательное предложение).

    Для выражения восклицания используем местоимения и наречия в роли усилительных частиц.

    Какие красивые березы! Сколько солнца вокруг! Чем любоваться тут?!


    Восклицательные предложения.

    Когда мы используем подобные предложения в речи, то хотим выразить какие-нибудь особенные чувства или эмоции, в том числе как положительные, так и отрицательные.

    Например: Я очень люблю кататься на горных лыжах! (то есть тут выражается чувство сильной привязанности к чему-либо)

    Или: Вот чрт, как же больно! (здесь описываются негативные чувства).

    Побудительные предложения

    Призывают совершить определнное действие. Побудительные предложения вполне могут быть и восклицательными, так как такие предложения зачастую передают какие-то эмоции.

    Например: Иди сюда!

    Восклицательные предложения используются для передачи сильных чувств и эмоции говорящего.

    Восклицательные предложения выражают: восторг,радость,гнев,волнение, удивление,страх и другие ярко выраженные чувства. В конце предложения всегда ставится восклицательный знак.

    Например:

    От карусели мы в полном восторге!

    Он так подло со мной поступил!

    Ух,как тут хорошо!

    Фу,какая неожиданность!

    Побудительные предложения -это предложения,которые побуждают к действию.

    Побудительные предложения содержат в себе- совет,просьбу,запрет.

    Например:

    Дети не перестаньте шуметь, пожалуйста.

    Учитесь хорошо!

    Дети слушайте слова маму!

    Быстро убери за собой!

    Я сейчас приеду,встречай меня.


    Побудительные предложения обычно являются восклицательными. Пример побудительного предложения: Давайте стремиться к светлому будущему! А восклицательные предложения являются выражениями эмоций. Радости, страха, восторга… И не обязательно мотивируют что-то делать.

    Восклицательное предложение подразумевает в его окончании наличие восклицательного знака, который подчркивает торжественность или же яркость выражения эмоций. Например: Мы победили!

    Что же касается побудительных предложений, то они по смыслу побуждают человека к чему-либо, то есть в них содержится либо просьба, либо приказ.

    Так вот побудительное предложение может иметь яркую эмоциональную окраску и быть поэтому восклицательным, но может и не быть восклицательным, так как эмоции могут нести ровный и спокойный тон. А вот восклицательное предложение обязательно имеет в конце восклицательный знак, иначе оно будет уже отнесено к не восклицательному.

    В побудительном предложении высказываются просьбы, приказы, побуждения что-либо сделать. Например: Стоять! Принеси мне синюю папку. Давай присядем на дорожку. — это побудительные предложения. Они не обязательно являются воцклицательными (второе и третье предложения невоцклицательные, но побудительноы). В конце побудительного предложения не всегда стоит воцклицательный знак.


    Воцклицательные и невоцклицательные предложения — это разделение предложений по эмоциональной окраске. Одно и то же предложение может быть как воцклицательным, так и невоцклицательным. Например, сравните: Весна пришла. Или: Весна пришла!

    Воцклицательное предложение может быть как побудительным: Встать! Так и повествовательным: Как солнечно сегодня! Так и вопросительным: Как это нет?!

  • Побудительное предложение — это предложение с яркой репликой, которое побуждает человека к действию. Например:

    • А ну-ка, сделай свой коронный переворот с кульбитом!
    • Давай, ты может все, я верю, что ты пробежишь эту дистанцию!

    А , это предложения восхищения:

    • Ах, какая осень золотая!
    • Ах, эта женщина, меня сума свела!
    • Какой восхитительный фильм, игра актеров поражает!

Восклицательные предложения в английском языке

Итак, в устной речи мы часто передаем наше настроение с помощью тона. Для письменной же имеется восклицательный знак — «!».

Именно он дает понять, что предложение несет в себе некий эмоциональный заряд. Мы часто используем восклицательные предложения, чтобы дать волю тому, что, как говорится, накипело. С их помощью мы выражаем удивление, шок, радость и другие сильные чувства.


За счет чего достигается этот эффект? Во-первых, мы добавляем определенные слова («какой», «что за», «ну и » и другие), во-вторых, мы меняем порядок слов: к примеру, мы говорим «Ну и умный же ты!», а не «Ну и ты умный!».

Как же обстоят дела в английском?

В английском языке подобные предложения тоже существуют. И, прямо как в русском, «эмоциональность» в них возникает благодаря:

  • Дополнительным словам
    What — что?
    How — как?
  • Изменению порядка слов

Рассмотрим несколько типов восклицательных предложений в английском.

1. Восклицания с «What..!» («Какой..!»)

1. Схема предложения #1:

Здесь нет ничего сложного: мы просто ставим предмет после what .

2. Схема предложения #2

Мы также можем впридачу к нашему предмету поставить действие. Действие ставится после предмета:

2. «Не правда ли?»

Иногда нас так сильно переполняют эмоции, что мы ждем от собеседника, что он их разделит. Допустим, мы высказываем некое наблюдение, например:


Когда мы ожидаем, что собеседник с нами скорее всего согласится, мы добавляем к этой фразе словечки вроде «ведь», «правда», «не правда ли», «скажи»:

По-английски все эти словечки сводятся к одной единственной конструкции, которая подсоединяется в качестве «хвостика» в конец предложения. Мы берем основной вспомогательный глагол, указывающий на время (is/was/will be) и отрицаем его:

Если же у нас было предложений с действием, то нам этот глагол придется «вытащить», в зависимости оттого, какое было время.

Если настоящее — то вытаскиваем do .

Если прошедшее — вытаскиваем did .

Если будущее — will .

Такой «хвостик» хорошо присоединять к восклицаниям с what :

Подробнее о таких вопросах читайте в нашей статьей.

3. Восклицания с «How..!» («Как..!», «До чего..!»)

В отличие от what , how присоединяет к себе только прилагательные (то есть, слова, обозначающие признаки).

Однако мы можем несколько усложнить такие восклицания. Для этого нам понадобится конструкция, которая позволяет дать оценку действию. Например:

По английски это выражается с помощью конструкции:

Примеры:

Если мы хотим наполнить эти фразы эмоциями с помощью «How», то порядок должен быть следующим:

Примеры:

Вот мы и разобрали основные типы восклицаний в английском языке. Используйте их, и ваша речь станет живее и разнообразней! 🙂

В отличие от what, how присоединяет к себе только прилагательные (т.е., слова, обозначающие признаки).

Задание на закрепление

Перед вами нейтральные фразы на английском. Сделайте из них восклицательные!

1. It is a high price for such a small flat.
2. It is impolite.
3. We were happy after our victory.
4. I met a strange man today.
5. He gave me good advice.
6. So, Tom is late again. It’s unsurprising.
7. This present is wonderful.
8. It will be great to live on Manhattan.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.