Гвэ русский язык 9 задания. (ГВЭ) по русскому языку. Приёмы сжатия текста

ПРОЕКТ Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку Экзаменационная работа соответствует целям обучения русскому языку в основной школе. В основу отбора элементов содержания, которые стали объектами проверки, был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (указывается тема изложения). Обе формы экзаменационной работы постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны школьникам, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций (см. образцы заданий для проведения ГВЭ по русскому языку). На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для выпускников, выбравших форму сочинения, и выпускников, которые будут работать над изложением с творческим заданием. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями. В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, и прилагаются краткие инструкции для выпускника (см. образец экзаменационного материала). Все темы раскрываются в жанре сочинениярассуждения. Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения. Четвертая тема связана с художественными произведениями, изученными в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника). Изложение с творческим заданием (см. образец экзаменационного материала) содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 250-400 слов. Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Прослушанный текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения. Выпускники должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого выпускника). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Предложенный для изложения текст читается дважды. Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием. Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием. Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии, общими для всех видов работ являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6). 1 При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений:  адекватно воспринимать информацию прослушанного текста;  точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;  осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:  создавать текст в соответствии с заданной темой;  обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания);  логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;  подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;  выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;  осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объем. 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ГВЭ-9 1. Критерии оценки сочинения на литературную тему Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу 6). При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. № СЛК1 Таблица 1 Критерии оценки сочинения на литературную тему Баллы Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на 3 авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на 2 авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла) и/или не обосновывает свои тезисы 1 Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям СЛК2 и СЛК3 сочинение оценивается 0 баллов. 0 3 СЛК2 СЛК3 Обоснованность привлечения текста произведения Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) Текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности В сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей Максимальное количество баллов за сочинение на литературную тему по критериям СЛК1– СЛК3 4 2 1 0 2 1 0 7 2. Критерии оценки сочинения на свободную тему Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сочинения оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 – ССК3 оценивается 0 баллов. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1 – ФК1 выставляются соответствующие баллы (см. таблицу 6). При оценке сочинения следует учитывать объём. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 300 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Таблица 2 № ССК1 ССК2 Критерии оценки сочинения на свободную тему Баллы Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует 3 свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует 2 свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно 1 и / или не обосновывает свои тезисы Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения 0 *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме сочинения Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, 2 соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, 1 соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения 5 ССК3 Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения Композиционная цельность и логичность сочинения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности В сочинении есть нарушения композиционной цельности. Части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения В сочинении не прослеживается композиционного замысла, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1– ССК3 0 2 1 0 7 3. Комплект критериев оценки сжатого изложения и выполнения творческого задания к изложению Сжатое изложение и выполнение творческого задания к изложению оцениваются по критериям, представленным в таблицах 3–5. Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность сжатого изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (см. таблицу 6). Оценка смысловой цельности, речевой связности и последовательности созданного экзаменуемым текста (см. таблицу 5) даётся за выполнение двух видов работы в целом (изложение и творческое задание). 6 3.1. Критерии оценки сжатого изложения При оценке изложения следует учитывать объём сжатого изложения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 70 слов. Если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Таблица 3 № ИК1 Критерии оценки сжатого изложения Баллы Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание 1 прослушанного текста Экзаменуемый не передал основное содержание прослушанного текста ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК2 0 1 0 2 3.2. Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению Среди критериев, по которым оценивается творческое задание (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов. При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. № КТ1 Таблица 4 Баллы Критерии оценки творческого задания Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос, приняв в качестве тезиса формулировку задания Экзаменуемый не даёт ответ на вопрос *Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов 7 1 0 КТ2 КТ3 Отражение собственного мнения экзаменуемого Экзаменуемый выразил собственное мнение сформулированной проблеме Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано или сформулировано неверно Аргументация экзаменуемым собственного мнения по Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1– КТ3 1 0 1 0 3 3.3. Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание) Таблица 5 №1 Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения и творческого задания Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2 цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1 цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка во всей работе, и / или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный 0 замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и / или имеются два случая нарушения абзацного членения текста Максимальное количество баллов за смысловую цельность, 2 речевая связность и последовательность изложения 8 4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются по критериям, представленным в таблице 6. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в приложении 1. Таблица 6 № Критерии оценки грамотности и фактической точности Баллы речи экзаменуемого ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более 2 1 ошибки Допущено 2–3 ошибки 1 Допущено 4 и более ошибок 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 2 ошибок Допущено 3–4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 Допущено 2 ошибки 1 Допущено 3 и более ошибок 0 ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3–4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в 2 понимании и употреблении терминов нет Допущена 1 ошибка в изложении материала или в 1 употреблении терминов Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в 0 употреблении терминов Максимальное количество баллов за сочинение или изложение 10 по критериям ФК1, ГК1–ГК4 9 Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов ГВЭ-9 по русскому языку В Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок) определены следующие подходы к оценке экзаменационных работ в форме ГВЭ-9.  Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами: «По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки предметными комиссиями, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.» (п. 48);  «Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания». (п. 52)  «Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам набрал минимальное количество баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением. (п. 60) В дополнение к перечисленным выше требованиям Порядка определенны следующие подходы к оценке экзаменационных работ по русскому языку. Экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания. Сочинение на литературную тему оценивается по следующим критериям:  Критерии оценки содержания сочинения на литературную тему (таблица 1) – 7 первичных баллов;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов. 10 Сочинение на свободную тему оценивается путем сложения баллов:  Критерии оценки содержания сочинения на свободную тему (таблица 2) – 7 первичных баллов;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов. Максимальный первичный балл за написание сочинения составляет 17 баллов. Изложение с творческим заданием оценивается по следующим критериям:  Критерии оценки сжатого изложения (таблица 3) – 2 первичных балла;  Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению (сочинение) (таблица 4) – 3 первичных балла;  Критерии оценки смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения созданного экзаменуемым текста (изложение и творческое задание) (таблица 5) – 2 первичных балла;  Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (таблица 6) – 10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст: сжатое изложение и сочинение). Максимальный первичный балл за написание сжатого изложения и творческого задания (сочинения) составляет 17 баллов. Существенным расхождением в баллах, экспертами, является расхождение в 8 баллов. выставленных двумя Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по русскому языку (сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, написание изложения с творческим заданием) в пятибалльную систему оценивания: Отметка по пятибалльной «2» «3» «4» «5» системе оценивания 0– 5 6–11 12–15 16–17 Первичный балл Результаты государственной итоговой аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной («три»). Ниже приведены образцы экзаменационных материалов для ГВЭ-9 по русскому языку в 2013-2014 учебном году. 11

Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Гвэ-9 в форме изложения с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А»

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К»

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Подготовка к ГВЭ

Важной составляющей по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов компрессии подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го по 9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники на конец обучения в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких приёмов (исключение, обобщение,упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля. Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте) , учились при этом выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее - на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ в сборниках по подготовке к « ГИА – 2013 » и « ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения - рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась и по тексту стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение - рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения учащимся предоставлялась возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку - план композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема - это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно, рассуждая, привести пример из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста) .

Пользуясь такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение - образец, создавая и комментируя вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение - рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения. Учащиеся при написании работы использовали фразы – клише (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…) . Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.

В помощь учащимся мною был собран справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке, которая называется «Сборник справочных материалов», в котором объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект деловых бумаг: «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и в изложении». Такой « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика, это хорошее подспорье в проведении уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы. У экзаменующегося раскрепощено мышление, проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы с ограниченными возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах, не будет на экзамене испытывать психологический дискомфорт, проявит уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной на практических уроках русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей учеников – путь обучения, который в конечном итоге и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить в литературном слове передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя словесника и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

ГВЭ – 2017 9кл.

Русский язык

Выпускнику предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.

Сочинение-рассуждение

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения.

1.Тема-вопрос - такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; н-р, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?».

2.Тема-суждение - в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, н-р, «Онегин - лишний человек». Тема-суждение - самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения.

Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала. Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её. Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить

1. Рассуждение - тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод.

Тезис - это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

Аргументы и доводы - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Аргументы должны быть убедительными.

Требования к сочинению

1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

5. Структура сочинения:

Во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов).

Первый аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

Второй аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

Вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизит. 50 слов).

6. При написании важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Н-р, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Образец построения сочинения-суждения

«Книги делают человека лучше...» (И.А.Гончаров)

Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме. (Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Н-р: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?»; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?»

Вступление. В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. Книги - это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного, несомненно, влияют на наш внутренний мир.

(Образец аргументов в пользу чтения). Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее.

Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина, Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит - разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.

Вывод. Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А. Гончарова, мы можем сделать вывод, что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра. 270 слов.

Пример одного из образцов комплекта тем сочинений:

1 . «Книги делают человека лучше...» (И.А. Гончаров)

2. «Жалок тот, кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев)

3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.

4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Первые три темы свободные, четвёртая - на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Изложение с творческим заданием

    Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

    Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории два жды .

    Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.

    Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

    Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста.

    Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

    Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов, то изложение оценивается 0 баллов); творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то сочинение оценивается 0 баллов).

При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

    создавать текст в соответствии с заданной темой;

    обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;

    логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

    подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

    осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

    оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка.

Пример сокращения текста

Исходный текст

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери , успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (По В. Солоухину)

При работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали:

    текст разделить на абзацы;

    вычленить существенную информацию;

    используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;

    объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

Исходный текст

Как сократить

(1) Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. (8 сл)

Оставим без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом (на Земле): Тишина - самый большой дефицит на Земле . (6 слов)

(2) Постоянное тарахтенье раз-нообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поез-дов, самолетов , от шума кото-рых современный человек не спасается даже в своем жили-ще, даже ночью оглушают пла-нету и делают её малопригод-ной для жизни. (29 сл )

а) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словам транспорт .

б) Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома .

в) Исключим сказуемое оглушают :

Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни . (15 слов)

(3) Но это стоит нервов, нервов и нервов.

(4) И сердца.

(5) И психики. (11 сл)

а) Объединим эти три предложения, оставив союз но , который используется как средство связи с предыдущим предложением.

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье : Но это стоит здоровья. ( 4 слова)

(6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на зем-ном шаре и валерьянка. (11 сл)

Оставим без изменений это предложение, так как оно продол-жает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочета-ние на Земном шаре словом на земле : Поэтому наряду с тиши-ной становится дефицитной на земле и валерьянка. (10 слов)

(7) Прибавьте к этому совре-менные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вды-хает городской житель, приба-вьте ощущение острого цейт-нота, прибавьте переизбыток всевозможной информации.

(8) Прибавьте к этому скучен-ность, обусловленную города-ми, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (37 сл)

а) исключим

    повторы подчеркнутых слов и близких понятий;

    вводные предложения;

    придаточные предложения

б) заменим часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель словосочетанием грязный воздух

в) объединим 7-ое и 8-ое предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень . (25 слов)

(9) Желая добыть корень под-линной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел её, растущую в тени. (17 сл)

Оставим без изменений это предложение, так как оно продол-жает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причаст-ный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. (13 слов )

10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпа-нных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходи-мое всем нам душевное равно-весие. (33 сл)

а) исключим подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации;

определения красивый;

сравнение подобно матери .

Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)

144 слова

85 слов

Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте:

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов)

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его , а местоимение её - словом валериана :

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень .

Желая добыть его, я пошел в лес и нашел валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.

Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему , слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст:

Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Ему надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

Запомните последовательность событий, рассуждений.

Определите количество абзацев, ключевые слова.

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Приёмы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения - передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы , в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

Исключение

    вводных слов;

    однородных членов предложения;

    повторов;

    однотипных примеров;

    риторических вопросов и восклицаний;

    цитат;

    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    пояснений;

    рассуждений;

    описаний;

    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

    Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

    Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. - На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

    парцеллированных предложений (расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков) ;

    ряда предложений;

    связанных одной мыслью, частей предложений;

    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

    Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    Найти в них общее.

    Объединить эти факты на основе общего.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. - Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

    однородных членов обобщающим словом;

    сложного предложения - простым;

    части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    прямой речи - косвенной;

    части текста - одним предложением;

    части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

    Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

    Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. - В вагоне электрички было тесно и шумно.

Нельзя удалять из текста:

При сжатии исходного текста необходимо помнить о , к которому относится исходный текст. Если тип речи - описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи - повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи - рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Примерный вариант изложения с творческим заданием

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. Львова «Сострадание».

Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос, поставленный автором в тексте: « Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Текст для изложения

Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности. 354 сл. (По С. Львову)

Примерные темы сочинений

Вариант 1

1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

(К. Д. Ушинский).

2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его»

(Н. Г. Чернышевский).

3. Каков он, «герой нашего времени»?

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 2

1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).

2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)

3. В чём, на мой взгляд, заключается истинная красота?

4.Что позволило М. Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вариант 3

1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» (Ф. М. Достоевский).

2. «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра» (Л. Н. Толстой).

3. Есть ли идеалы у современной молодёжи?

4. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

Вариант 4

1. «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги» (Н. К. Рерих).

2. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский)

3. Что означает для меня слово «честь»?

4. Какой предстаёт провинциальная Россия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Вариант 5

1. «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие «дельные и порядочные люди» (А. И. Герцен).

2. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин).

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Почему в лирике М. Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

Вариант 6

1. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов).

2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М. Ю. Лермонтов)

3. Интеллигентность и образованность - это одно и то же?

4. Жизнь в гармонии с миром природы (по лирическим произведениям русских писателей XIX века).

Вариант 7

1. «Найти свою дорогу, узнать своё место - в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский)

2. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи» (Ф. М. Достоевский).

3. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью» (Ф. М. Достоевский).

4. «Двойники» Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Вариант 8

1. «Если ты поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Н. Толстой)

2. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество...» (Ф. М. Достоевский)

3. «Интеллигентом нельзя притвориться» (Д. С. Лихачёв).

4. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Вариант 9

1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (Цицерон).

2. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой» (Д. С. Лихачёв).

3. Как часто в жизни нам приходится делать выбор?

4. Какую роль играет пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Вариант 10

1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись»

(И. С. Тургенев).

2. Какой смысл я вкладываю в понятие «вера»?

3. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования» (Г. Спенсер).

4. Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?

Примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов к сочинениям на ГВЭ

1. Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдания.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого о бесчеловечном отношении помещиков к крепостным: один променял верных слуг на три борзых собаки, другой «на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке»); Н. А. Некрасов: стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На железной дороге»; В. Г. Короленко «В дурном обществе».

2. Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагмент из сочинения: «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. По прихоти капризной барыни Герасим вынужден был утопить несчастное животное, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира».

«О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А.Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

3. Вмешательство в жизнь природы может обернуться трагедией.

В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (в гибели острова и деревни Матёры угадывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки);

В. П. Астафьев «Царь-рыба» (обличение браконьерства в самом широком смысле этого слова. Браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку лесов в городской зоне)... Нарушение равновесия природы и человека несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

4. Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

Б. Л. Васильев «В списках не значился» (лейтенант Николай Плужников, приехавший служить в Брест накануне начала войны и даже не успевший стать на воинский учёт, принял неравный бой с врагом и стал одним из последних защитников крепости. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей); повесть «А зори здесь тихие» (Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага); В. В. Быков: повесть «Обелиск» (учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам); Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Лётчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству, выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги. Впоследствии герой на протезах вернулся в свою эскадрилью и продолжил летать, доказав всем, что русский человек властен над своей судьбой); М. А. Шолохов: рассказ «Судьба человека» (В рассказе выражено преклонение автора перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Герой рассказа Андрей Соколов преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких. В жизненных испытаниях он всегда сохраняет присутствие духа, достоинство и гордость, открытое доброе сердце)

5.Умение видеть и ценить красоту природы - важнейшее качество духовно развитой личности.

А. С. Пушкин: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» и др.;

Ф. И. Тютчев: стихотворения «Есть в осени первоначальной...», «Люблю грозу в начале мая...», «Не то, что мните Вы, природа...»; М. М. Пришвин: повесть «Кладовая солнца» (Одно из значений названия «Кладовая солнца - сердце человека… его способность любить, и в этой способности великая правда, которую знал старый Антипыч. Истинное богатство, которое дарит человеку природа - это доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг.); « Лесная капель»…

6. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.

М. Ю. Лермонтов «Бородино» (Стихотворение «Бородино» пронизано авторскими чувствами любви к Родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищения стойкостью, мужеством русских в битве за Москву. Истинными победителями в Отечественной войне 1812 года были обыкновенные солдаты, которые решили постоять «головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков); Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака» (Ермак изображён Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена,/ И мы - не праздно в мире жили!»); Н. С. Лесков сказ «Левша» (рассказчик, как и Левша, любит свою Родину, годится её замечательным прошлым и настоящим, думает о её будущем, уважает русскую веру, обычаи. Тульский мастер Левша отказывается остаться в Англии, где оценили его мастерство. Несладко ему живётся, но для него главное - любимая работа и Родина); А. Т. Твардовский: поэма «Василий Тёркин» (герой поэмы -патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести непомерные тяготы воинских будней: В бой, вперёд, в огонь кромешный, Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек...)

7. Труд - основа человеческой жизни.

Использовать пословицы в качестве аргументов: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

8. Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.

Пословицы: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься», «И с умом воровать - беды не миновать», «Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить».

9. Художественная литература - это важнейший источник духовного развития личности.

Сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина (учат ребёнка добру, пониманию того, что есть красота, указывают путь к духовным высотам). Одно из писем известного учёного Д. С.Лихачёва посвящено очень серьёзной проблеме современного общества: снижению интереса к чтению, особенно среди молодежи. В очерке «Любите читать!» учёный Д. С. Лихачёв пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни. О назначении человека, о любви и о многом другом, что волнует каждого из нас.

Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху к ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием).

, учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №18 города Нерюнгри

Нельзя не согласиться с утверждением, который считал, что «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализи­ровать свой труд». В данной статье предприму попытку проанализировать итоги подготовки старшеклассника с ОВЗ к ГВЭ по русскому языку. ГВЭ - это государственный выпускной экзамен, который является формой прохождения государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования. На протяжении пяти лет я являлась участником организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями слуха. И все эти годы мы шли к государственному итоговому экзамену.

Организация экзамена для глухих и слабослышащих обучающихся имеет ряд особенностей.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (см. п. 34 Порядка ГИА-9). При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. (см. п. 34 и 37 Порядка ГИА-9). В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.


После повторного устного предъявления текста организатором для всех экзаменующихся (при желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается одновременный сурдоперевод) необходимо каждому глухому и слабослышащему участнику предоставить данный текст для чтения и проведения подготовительной работы к изложению. На этом этапе осуществляется отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста – терминами, именами собственными, архаизмами , датами и др., который определяется членами ГЭК на ППЭ перед экзаменом после получения текста изложения. По усмотрению экзаменуемого, составляется план изложения (это является рекомендацией, а не обязательным требованием).

Через 40 минут организатор забирает текст, и обучающийся выполняет экзаменационную работу, используя подготовленные им материалы.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого разработаны с учетом специфических трудностей обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (таблица 6.2).

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования.

Теперь перейдем к освещению методики подготовки к такой форме экзаменационной работы, как изложение с творческим заданием. На первом этапе необходимо познакомить обучающегося со структурой, содержанием (типами заданий) и оцениванием экзаменационной работы.


Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

К тексту прилагается творческое задание, ко­торое нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции. Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в це­лом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин­формации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Объем письменной работы обучающихся с ОВЗ может быть сокращён.

В системе подготовки к изложению использовала пособие и « Русский язык. Государственная итоговая аттестация.

Изложение. Сочинение», в котором предлагаются теоретические

Следует заметить, что Методических пособий по обучению создания собственного речевого произведения в формате, требуемом на ГВЭ, немного. Мне известна только одна книга « Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы», которая предназначена для подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями к проведению письменного экзамена по русскому языку в форме сжатого изложения с творческим заданием.

Безусловно, без шаблона сочинения и речевых клише к нему невозможно подготовить старшеклассника с ОВЗ к ГВЭ. Для того чтобы научить выпускника анализировать текст, необходимо достаточно большое количество текстов для тренировки. Отдельно необходимо сказать об аргументации собственного мнения: Но дети 9 д класса ограничены в общении с окружающими, обладая малым словарным запасом, ущербны по сравнению с другими сверстниками. Потому в преподавании русского языка детям с ОВЗ основной метод обучения - коммуникативный. Это использование методических приемов, опирающихся на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции.

поскольку читательский опыт выпускника с ОВЗ небольшой, то учились аргументировать собственную позицию, опираясь на знания и жизненные наблюдения.

Хочу продемонстрировать вам фрагменты творческого задания учащихся 9 д класса. Учащимся для анализа и осмысления был предложен текст по материалам периодической печати. Была сформулирована основная мысль текста и сформулирован вопрос для творческого задания. Почему никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает? Давайте посмотрим, как справились ребята.

Вашему вниманию были предложены работы учащихся и как вы могли заметить, у некоторых присутствуют аргументы с опорой на жизненный опыт (Катаева Агафья и Третьякова Яна), а некоторые не справились. В связи с этим предусмотрена следующая работа:

1. отработка навыка аргументации текста на основе жизненного опыты учащихся

2. привлечение аргументов из художественных произведений

Коллеги-филологи, которым приходилось осуществлять подготовку ребенка-инвалида к ГВЭ, испытывать трудности в работе, однозначно, поддержат мою точку зрения. Нужно задуматься об изменении системы заданий по русскому языку, вынесенных на ГВЭ. На мой взгляд, тестовые задания ЕГЭ по русскому языку проще и доступнее, нежели объёмный текст для изложения, предлагаемый на ГВЭ. Кроме того, у меня сложилось стойкое убеждение в том, что на сегодняшний день недостаточно методической литературы по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к ГВЭ, не организуются обучающие семинары по взаимодействию с такой категорией детей, курсы переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Хочется надеяться, что мой опыт будет полезен для филологов, работающих с данной категорией детей.