Клоп и баня маяковский история создания. Презентация по литературе на тему "настоящее и будущее в пьесе маяковского "клоп". VII. Чтение и анализ стихотворений, приготовленных дома

«Клоп»


Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества - критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно приземленное, обыденное (Присыпкин). А другое - изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).

Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные иностранные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предприятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме-нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращаетесь», - повествует Баян.

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе - свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. Пошлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует степенно и с чувством классового достоинства». Казенные штампы звучат м в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строительства!» - восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не случайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит перспективы в этой политике. Не о таком светлом будущем мечтает автор.

В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко использует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ - так называемый институт человеческих воскрешений. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, ч го попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть отравляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «приступы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объясняет: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно

Плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши - оно выражается».

Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремящихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В.В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.

Тема будущего имеет огромное значение в творчестве Маяковского. Устремленность в будущее характеризует все периоды творческой жизни поэта. Дореволюционное творчество Маяковского проходит под знаком футуризма. Футуризм (от лат. futurum - будущее) воспринимался как школа искусств будущего. Футуристы отрицали весь исторический опыт прошлого во имя будущего и открыто заявляли о своем разрыве с культурными традициями прошлого.
После Октябрьской революции, которую Маяковский воспринял восторженно, вера поэта в светлое будущее усиливается. Теперь Маяковский с помощью своего творчества стремится приблизить это будущее, он верит в то, что сможет научить людей строить новую жизнь. Маяковский утверждает себя в качестве непосредственного соучастника новой жизни и социализма.
Особое звучание эта тема приобретает в драматургии Маяковского. Проанализируем, как раскрывается тема будущего в пьесах «Клоп» и «Баня». В основе пьесы «Клоп» лежат два сюжета. В первом сюжете действие разворачивается в конце 20-х годов. Бывший рабочий Присыпкин хочет изменить свою жизнь, стать нэпманом, женившись на богатой парикмахерше. Маяковский зло высмеивает ненавистное ему мещанство при помощи образа Присып- кина. Поэт делает Присыпкина грубым, примитивным, отвратительным. «Товарищ Баян, я против этого мещанского быту - канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я - зеркальным шкафом интересуюсь», - говорит Присыпкин. Кульминацией этого сюжета является сцена свадьбы. Свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей, что, конечно, очень символично: картина показывает историческую бесперспективность мещанства (по глубокому убеждению Маяковского). Во второй части комедии речь идет о будущем. Время действия - 1979 год. В будущее попадает Присыпкин, пролежавший в замороженном состоянии пятьдесят лет. В 1979 году его размораживают. Многие исследователи считают, что, высмеивая настоящую жизнь в первой (условной) части «Клопа», во второй части Маяковский изобразил будущее таким, каким он хотел его видеть: индустриальным, организованным, без человеческих пороков и слабостей. И вот в это правильное, упорядоченное общество попадает этот самый отвратительный Присыпкин, грубый - пьющий, сквернословящий. В обществе начинается паника, общество тут же пытается защитить себя от вредных бацилл грубости, пошлости, хамства, праздности, грязи, принесенных Присыпкиным из прошлого. Присыпкина сажают в клетку и перемещают в зоопарк. Казалось бы, общество спасено от заразы, названной «обывателиус вульгарис», пьеса должна закончиться счастливой развязкой. Однако финал пьесы неоднозначен, причем счастливого конца вовсе не чувствуется. К
концу пьесы усиливается ощущение того, что единственным живым человеком в будущем оказывается Присыпкин. А само общество будущего - это рационалистическое общество технократов, где эмоции устранены и господствуют холодный научный разум, техника, порядок и коллектив. Зоя Березкина, в прошлом пытавшаяся застрелиться от несчастной любви, в будущем полностью забыла о том, что такое чувства: «Не знаю, что это такое? Замирало, щипало... щипало, замирало». В обществе будущего личность, личные переживания нивелированы и подавлены. Не случайно Маяковский вводит деталь полупрозрачных, гладких стен, которые не позволяют человеку отделиться от коллектива. В таком будущем не может и не хочет жить Присыпкин, со слабостями, со многими недостатками, но все-таки живой. Он единственный в мире будущего еще понимает, что книги нужны не только для агитации, а для того, чтобы «щипало и замирало». Присыпкин протестует против такого общества: «Черт с вами и с вашим обществом. Я вас не просил меня воскрешать! Заморозьте меня обратно!» «Да какая же это жизнь, когда даже карточку любимой девушки нельзя к стене прикнопить? Все кнопки об проклятое стекло обламываются». «Товарищи, я протестую!!! Я же не для того замерз, чтобы вы меня теперь засушили». Страшным одиночеством, отчаянием веет от последней реплики Присыпкина в зрительный зал. Это уже не рычание взбесившегося млекопитающего, а вопль несчастного человека: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!..»
Таким образом, Маяковский в «Клопе» не воспевает изображаемую жизнь, а, скорее, предостерегает советских людей от поворота к такому будущему, показывает нежизненность, схематизм тех идей, которые лежат в основе построения такого общества. Попытка подчинить жизнь теории, упорядочить ее была у всех революционеров (вспомним оторванную от жизни теорию декабристов, теорию народовольцев и т.д.). К концу 20-х годов Маяковский постепенно разочаровывается в коммунистических идеалах. Он понимает, что построить светлое коммунистическое будущее невозможно. В «Бане» мы видим последнюю, отчаянную попытку Маяковского изобразить будущее. Здесь оно абстрактно, предстает в виде некоего чуда - фосфорической женщины. И хотя в светлый коммунистический век улетают только честные, умные люди, рабочие и математики одновременно, оставляя победоносиковых в прошлом, хотя фосфорическая женщина произносит громкие слова о новой жизни («Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, - радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью. Удесятерим и продолжим эти шаги»), как-то не чувствуется оптимизма Маяковского и веры в это самое коммунистическое будущее. Таким образом, в пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский имеет дело «с незавершенным перестраивающимся миром, наполненным разлагающимся прошлым и еще не оформившимся будущим» (М. Бахтин). Для Маяковского
вообще характерно окончание своих сюжетов в неопределенно далеком будущем. Этот прием Маяковский использует не только в пьесах «Клоп» и «Баня», но и в поэмах «150 ООО ООО», «Про это», «Во весь голос», «Война и мир» и в других произведениях. Этот путь типичен для носителей утопического сознания, но «Клоп» - это не утопия, а скорее антиутопия. От созданного в пьесе мира будущего веет холодом, одиночеством, безжизненностью, тоталитаризмом. Такой мир подавляет личность, ее индивидуальность, человеческие чувства. В изображении будущего в «Клопе» и в «Бане» отразилась разочарованность Маяковского в прежних идеалах, разочарованность, которая привела поэта к трагическому концу.

Проблема мещанства и бюрократизма, занимавшие В.В. Маяковского на протяжении всего его творчества, составляют и основу конфликтов его драматургии, по сути оба произведения – сатирические комедии, в которых автор высмеивает общественные пороки того времени, и в той, и в другой пьесе по замыслу автора настоящее проверяется будущим.

Как же Маяковский воплощает в произведениях свою идею?

В пьесе "Баня", в отличие от "Клопа", действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт. Изобретатель Чудаков создает машину времени, но не может добиться приема у Победоносикова. Отдельно стоит рассмотреть третье действие. Здесь автор применяет прием "пьеса в пьесе": герои оценивают сами себя, обсуждая постановку, где они же являются главными лицами. Победоносиков, конечно же, не узнает себя в зеркале сатиры. Со следующего действия начинается своеобразная вторая часть пьесы. Если в "Клопе" герой попадает в будущее, то в этой комедии наоборот – посланница из будущего, фосфорическая женщина, прилетает в настоящее и соглашается взять с собой всех желающих. При этом она предупреждает, что время само срежет балласт. Кульминация пьесы (как и в "Клопе") – в конце: после напыщенных прощальных монологов все остаются на месте. Завершается произведение вопросом, обращенным ко всем сразу – в том числе и зрителю: "Что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма?!?".

Сюжет пьесы "Клоп", как можно заметить, идейно очень схож с сюжетом "Бани". "Бывший рабочий, бывший партиец" Присыпкин (он же – Пьер Скрипкин) бросает свою девушку, оставляет друзей и хочет жениться на дочке нэпмана, богатой парикмахерше. Брошенная девушка пытается покончить с собой; свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей. Этот сюжет, по всей видимости, символизирует отсутствие будущего для мещанства.

Особенностью композиции данной пьесы является то, что у нее есть и второй сюжет. Он связан с первым благодаря героям, но во временном отношении – второе действие происходит в будущем. Эксперимент по разморозке Присыпкина, оказавшегося во время пожара в погребе и потому выжившего, принес немало проблем в будущем. Именно здесь, в последней части, посвященной будущему, находится кульминация сатиры – Присыпкина ("обывателиус вульгарис") сравнивают с клопом ("клопус нормалис"), выжившим после заморозки.

Очень яркими и колоритными получились у Маяковского и образы героев. Основным приемом создания образов у него была социальная типизация, то есть обозначение в каждом конкретного социального типа; уже в списках действующих лиц "Бани" автор как бы "развешивает ярлыки": Чудаков – изобретатель, Моментальников – репортер, Ундертон – машинистка, Понт Кич – иностранец и т.д. Кроме того, сами фамилии героев, "говорящие", служат одним из важных средств создания образов: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Кстати, и речь каждого героя индивидуализирована: кто-то говорит стихами, кто-то произносит высокие, но нелогичные по содержанию монологи, кто-то употребляет в большом количестве иностранные слова. Емкие, содержательные характеристики дает и сам автор. Как уже говорилось, в списке действующих лиц Маяковский разделяет персонажей по социальным типам, но, помимо этого, он наделяет некоторых короткими пояснениями: Победоносиков – "главный начальник по управлению согласованием, главначпупс", Велосипедкин – "легкий кавалерист" (помогающий выявлять недостатки в работе предприятий и учреждений). В пьесе "Клоп" наблюдается тот же набор средств для характеристики персонажей.

"Клоп" полон сатиры; Маяковский верит, что будущее возможно лишь при условии уничтожения мещанства. "Бывший рабочий", попав в будущее, становится там причиной эпидемии. "Обывателиус вульгарис" оказывается страшнее, чем "клопус нормалис", поскольку заражает обывательщиной всех окружающих. Он достоин быть лишь экспонатом в зоопарке, при этом изолированным от публики, он носитель таких пороков, как пьянство, пошлость, праздность, присущие "старому" миру и невозможные в будущем. Таким образом, по Маяковскому, движение вперед не может происходить, если будут присутствовать осмеянные им пороки.

"Баня" также является сатирической комедией, ее цель – поразить бюрократизм. Пьеса изобилует бюрократами, подхалимами, просто некомпетентными людьми – но всем им не место в светлом будущем, и время отбрасывает их, как ненужный балласт. Примечательно, что именно время – будущее – выполняет эту роль, а не его представительница – фосфорическая женщина. По всей видимости, Маяковский хотел подчеркнуть, что кто-то конкретный не может изменить современный ему мир. Потому и Чудакову, искренне желавшему направить мир по пути прогресса (ведь он изобрел машину времени!), не удается что-либо изменить. В пьесе выразителями основных идей являются Чудаков, Победоносиков и фосфорическая женщина, но над всеми ними, по замыслу Маяковского, стоит время, выносящее свой приговор.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Феерическая комедия ФЕЕРИЯ (фр. faerie от fee - фея). Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами

3 слайд

Описание слайда:

Маяковский видел, конечно, отрицательные стороны революции, поэтому у него так много сатиры, обличающей все недостатки, которые кажутся ему наиболее явными. Но эти «промахи» и «недостатки» поэт оправдывал великой целью, верил в высокие идеалы. И часто желаемое принималось за действительное.

4 слайд

Описание слайда:

Художественной высоты сатира Маяковского достигла в его драматургии. Сам Маяковский назвал « Клопа» феерической комедией, а проблему пьесы определил как «разоблачение сегодняшнего мещанства». Пьесу «Клоп» можно отнести к жанру фантастическому, ведь действие происходит в 1978-ом году, а написана вещь в 1928-29гг. Маяковского интересует, что изменится через 10 советских пятилеток.

5 слайд

Описание слайда:

В общество будущего попадает размороженный Присыпкин и заражает многих бациллой мещанства. Маяковский показывает как сильна и неистребима бывает воинствующая пошлость. С ней он боролся всегда и был уверен, что в будущем, в коммунистическом обществе человечество изживет свои пороки.

6 слайд

Описание слайда:

Сюжет пьесы близок повести Булгакова «Собачье сердце». В пьесе «Клоп» профессор размораживает Присыпкина, пролежавшего 50 лет в погребе. Ученый наблюдает его оживление и приспособление к жизни нового времени. Маяковский отказывает Присыпкину, этому закоренелому мещанину, жить в человеческом обществе и в результате помещает его в зоосад. Присыпкин оказывается в одной клетке с клопом, попавшим в будущее с его воротника. Такой поворот сюжета перекликается с решением профессора Преображенского вернуть Шарикова в «собачье» состояние. Финал «Клопа» звучит как сатира: Присыпкин «орет в зрительный зал: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?...»

7 слайд

Описание слайда:

Каким изобразил общество будущего автор? Люди будущего не понимают, что такое поэзия, они не знаю толком кто такой Страдивари, не разбираются в музыке. Такое впечатление, что настоящие чувства, радости жизни людям будущего недоступны. Любовь они воспринимают как «человеческую половую энергию, разумно распределяемую на всю жизнь». А состояние влюбленности оценивается как «древняя болезнь», «воспалительный процесс». В этом стерильном обществе люди не пьют и не курят, не здороваются за руку.

8 слайд

Описание слайда:

Каково отношение к человеческой личности в этом обществе? «Наша жизнь принадлежит коллективу»; «каждая жизнь рабочего должна быть использована до последней секунды». Человеческая жизнь неприкосновенна только потому, что коллектив должен ее использовать. Поэтому и разморозили Присыпкина, поэтому и нельзя «заморозить его обратно»- он не принадлежит себе. Присыпкину, поскольку стены комнаты из матового стекла, «даже карточку любимой девушки нельзя к стенке прикнопить», и он кричит: «Товарищи, я протестую!!! Я ж не для того размерз, чтобы вы меня теперь засушили».

Серебряный век был небогат драматическими произведениями. Однако даже то немногое, что было опубликовано, имело социальный подтекст и в той или иной степени отражало действительность. «Клоп» Маяковского (краткое содержание мы рассмотрим в статье) — одна из таких пьес.

О произведении

Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения - феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) - сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.

Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание

Место действия - Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год - с середины и до конца.

Главный герой Иван Присыпкин - бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.

Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.

Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.

Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.

Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять - пора бы и для себя жить начать.

Баян учит Скрипкина хорошим манерам: как можно незаметно почесаться, как танцевать фокстрот, не надевать одновременно два галстука, не носить накрахмаленную рубашку навыпуск и т. п. Учение прерывается неожиданным выстрелом. Через несколько минут выясняется, что это покончила с собой Березкина.

Свадьба

Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.

Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.

Необычная находка

Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.

Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение - воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.

Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина - ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.

Адаптация

Описывает совершенное будущее пьеса «Клоп» Маяковского. Краткое содержание изображает мир построенного социализма, где царят свобода, равенство и братство. Однако, как только туда попадает гость из прошлого, многое меняется.

Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво - «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности - они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.

Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.

В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину - они все или документальные, или научные.

Развязка

Близится развязка, которую изобразил «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.

В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида - рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».

Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.

Анализ

Мещанство - главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) - не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.

Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее - он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.

И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду - выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.