Томмазо кампанелла является автором произведения. Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico). Социально-политические и правовые взгляды

Томмазо Кампанелла - это итальянский поэт, мыслитель и политический деятель, который практически половину жизни провёл в тюрьмах за свободомыслие и мятежи. Он был очень образованным и за все время, отведенное ему, создал множество работ по философии, астрономии, политике и медицине. Кроме этого он был автором многочисленных мадригалов, сонетов и прочих поэтических произведений. Это был словно разбуженный вулкан, который жил в постоянном поиске и в ожидании преобразований. Уверенный в своей миссии Кампанелла постоянно писал и переписывал свои сочинения, доводя их до совершенства, и некоторые из них дошли и до нашего времени, как образцы его

Родился Томмазо Кампанелла в 1568 году в семье бедного сапожника на юге Италии. Своё первое образование он получил у монаха-доминиканца, а в 15 лет он решает поступить в чтобы продолжить обучение. Особенно интересны молодому Томмазо философские трактаты Платона, Фомы Аквинского и Аристотеля, также он изучал астрологию и каббалу. Большое влияние на его дальнейшее мировоззрение оказали труды вольнодумного мыслителя Телезия, - он видел в изучении природы первоисточник знаний. И уже в 1591 году он написал свой первый трактат «Философия, доказанная ощущениями», в котором выступал против аристотелевских принципов и требовал прав на свободу мысли.

Инквизиции это не понравилось, и Томмазо Кампанелла был арестован за ересь. После освобождения он уже не возвращался в монастырь. Стремление к новому, мечты о

политических и религиозных преобразованиях заставили его отправиться в длительное в котором его то и дело обвиняли в вольнодумстве и сажали в тюрьму. В 1598 г. он вернулся в родные места и вместе с единомышленниками стал готовить восстание, чтобы установить в стране республику, в которой бы царила Но заговор не удался (его предали соучастники) и итальянский философ был приговорён к пожизненному заключению.

Таким образом, Кампанелла сидел в тюрьме 27 лет, в течение которых он написал главные свои произведения: «Защита Галилея», «Побеждённый атеизм», «Метафизика», «Теология», а также множество других поэм. Среди них особо стоит выделить работу «Город солнца», которая сохранила свою привлекательность и поныне. Итальянский писатель изобразил в своём произведении вымышленное государство (идеальное общество), в котором жители решили мудро (по-философски) управлять всей общиной. Эт

Томмазо Кампанелла (1568-1639) родился в семье сапожника. В 1582г. вступил в доминиканский орден. Неудовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591г.). Спасаясь от гонений орденских властей, он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599г. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца» (1623г.). В 1626г. Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавляло его от инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако 1635г., в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.

«Город Солнца» был написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город солнца» хорошо просматривается.

Кампанелла рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев».

За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым? Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел к выводу: существующий строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди равны между собой.

В жанровом плане «Город Солнца» тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране.

В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована частная собственность; труд-общая повинность и главная потребность человека. Все солярии «принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве…А тот, кто знает большее число искусств ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла…считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими…Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». У соляриев 4-часовой рабочий день. В оставшееся от работы время люди должны развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.

В городе Солнца господствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Верховный правитель и них-священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховным правителем становится самый образованный человек. Им может стать человек, достигший 35-летнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такой человек, который окажется мудрее своего предшественника. При Верховном правителе состоят три соправителя: Пон, Син, Мор или Мощь, Мудрость, Любовь. Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, «если только по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что охотно уступают мудрейшему и сами у него поучаются, но такая передача власти случается редко».

Распределением всего, что производится в городе Солнца, занимаются должностные лица, и никто не может ничего себе присвоить. У соляриев все общее дома, спальни, кровати и все необходимые предметы. Через каждые шесть месяцев начальники назначают «…кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке».

Внутренней торговли у соляриев нет. С купцами из других стран совершается обмен товарами.

Монах Кампанелла пишет, что солярии «на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц». Пары для воспроизводства населения подбирает само государство, «женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же-с худыми, а худые-с полными, дабы они хорошо и с пользую уравновешивали друг друга».

Основная причина зла по Кампанелле-собственность, которая порождает эгоизм. Для достижения своих эгоистических целей, богатства человек начинает грабить государство или становится предателем или лицемером, когда ему недостает могущества и знатности. Кампанелла пишет: «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине…» В идеальной общине Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети целиком воспитываются государством.

Считая, что причина народного несчастия – это невежество, Кампанелла большое внимание уделил народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Они изучают азбуку, по картинам знакомятся с историей и языками. С семи лет они изучают естественные науки и другие предметы, вместе с этим их учат ремеслам и сельскому хозяйству. Дети, воспитанные таким образом, сходны по способностям и нраву, отчего в государстве великое согласие, «поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу».

Осуществление своей программы Кампанелла, возлагал на Европейских государей, испанского, затем французского короля и Римского папу, стремясь достичь, духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

Заключение

В своих книгах Томас Мор и Томмазо Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления о наилучшем государственном строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий.

В XVI-XVII вв. капитализм лишь зарождался в недрах феодализма, идеалы Возрождения полны внутренних противоречий, а общество не было готово к восприятию идей социализма, поэтому утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы получились фантастичными.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

Основной ошибкой Кампанеллы исследователи называли чрезмерную регламентацию быта каждого члена общества.

Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентировано, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальника.

Основными заслугами обоих мыслителей считали отрицание частной собственности и эксплуатации, введение всеобщего труда и равенства.

Проблема утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. Модели общества, которые предложили Мор и Кампанелла, казались идеальными в XVI-XVII вв. Тогда социальные познания не были достаточно глубоки, еще не было накоплено достаточно знаний об обществе и человеческой психологии. В дальнейшем, когда общество поднялось на более высокий уровень развития, возросло внимание к личности. Общество будущего-это общество индивидуальностей, сильных личностей.

Убеждения утопистов на протяжении веков подвергались постоянной критике. Это говорит о том, что основные положения об идеальном обществе постоянно будоражили умы мыслителей.

Идеи ранних утопистов получили дальнейшее развитие и оказали большое влияние на историю философской мысли. Наибольшее влияние на исторические судьбы европейских народов оказала учение о государственном устройстве. Продолжателями идей ранних утопистов стали социалисты-утописты XIX века Сен-Симон, Фурье, Р.Оуэн, Г. Бабеф и др. Идеи о социальном равенстве способствовали созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе марксистского коммунизма.

Главное, за что социалисты критикуют Мора и Кампанеллу-это непонимание невозможности мирного перехода к социализму, путем переговоров. К. Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для смены государственного строя, ведь стоящие у власти, власть так просто не отдадут.

Другие критики отмечали опасность утопий, их способность становиться явью и угрозу, которую они несут свободному развитию человека.

Томма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella , при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico ; 5 сентября1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма

Философия

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии - эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое произведение Бэкона только в 1605 г.).

Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio Magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение . Сохраняемыепамятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт - основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:

    недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

    недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бредумы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут бытьсновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. сШопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество , знание есть только всеведение, или премудрость , воля - только совершенная любовь . Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено , 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию , а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия , предполагает в основе всего творения единую мировую душу - универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание . В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищалГалилея, на что после него не осмелился Декарт.

Итальянский философ, поэт, политический деятель. Создатель коммунистической

утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал

натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет провел в тюрьмах, где создал десятки

сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе "Город

Калабрии. Отец, бедный сапожник, при крещении дал ему имя

Джованни Доменико. Мальчику повезло, в раннем детстве нашелся человек, научивший

В четырнадцать лет, восхищенный красноречием проповедника - монаха-доминиканца,

увлеченный рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах

католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, он уходит в

монастырь.

В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев Юноша принял

монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, обращается к трудам греческих и

арабских комментаторов произведений Аристотеля.

Настоящий переворот в его мышлении произвела книга крупного итальянского ученого

и философа Бернардино Телезио "О природе вещей согласно ее собственным

основаниям". Томмазо воспринял ее как настоящее откровение. "Критерием истины

Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден,

боровшийся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, затмевавшим своей

славой другие духовные братства Доминиканцы стремились использовать

необыкновенные способности Томмазо к наукам и выдающийся ораторский талант в

счастлив. Свершилась его мечта.

Несмотря на то что после пытки Кампанелла юридически считался сумасшедшим и его

пожизненному заключению.

Кампанелла тайком продолжал работать. Закончив в первые месяцы 1603 года

"Метафизику", он тут же приступил к трактату "Астрономия" В это время произошел

забавный случай. Томмазо подвергался частым обыскам. Особенное рвение проявлял

тюремщик Микель Алонзо. Однажды ему "повезло": в объятиях заключенного он

застал... свою жену Лауру. Надо сказать, что история эта имела продолжение. В

1605 году у Лауры родился сын Джованни Альфонсо Борелли, впоследствии известный

ученый, немало сделавший для развития физики, астрономии и медицины. После его

смерти по Неаполю ходили слухи, что ученый был сыном Кампанеллы...

Томмазо, чтобы добиться свободы, пытался убедить испанцев, что его огромные

познания в политике и экономике могут быть им полезны. С этой целью он стал

писать "Монархию Мессии" и "Рассуждение о правах, которые имеет католический

король на Новый свет".

Он послал вице-королю трактат "Три рассуждения о том, как увеличить доходы

Неаполитанского королевства". Однако советники отвергли его предложения.

Работоспособности Кампанеллы можно только позавидовать. В короткий срок он

написал две книги трактата "Медицина" и приступил к давно задуманному труду

"Вопросы физики, морали и политики", "О наилучшем государстве".

Слава о Кампанелле разнеслась по многим странам Европы. Иностранцы, приезжавшие

свидание. Кампанелла за короткое время успевал прочитать им целую лекцию по

философии или медицине.

Все силы он отдавал тому, чтобы в тайне от тюремщиков продолжать работу. Он

дополнил и расширил "Медицину", написал "Диалектику", "Риторику" и "Поэтику".

Все чаще он подумывает издать свои произведения за границей.

Именно в это время Кампанелла узнает о Галилее. Он посвящает ему "Четыре статьи

о "Рассуждении" Галилея". А когда церковь объявила учение Коперника "глупым",

"абсурдным", "еретичным" и запретила Галилею, ставшему последователем великого

польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат - "Апология

Галилея" Умело используя цитаты из Библии, он доказывает, что взгляды Галилея не

противоречат священному писанию.

Шли годы. Кампанелла продолжал томиться в тюрьмах Благодаря другу Кампанеллы

Товию Адами в протестантской Германии одна за другой появляются книги

знаменитого узника. В 1617 году вышел в свет "Предвестник восстановленной

философии" - так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы

Затем он издал работы "О смысле вещей", "Апология Галилея", опубликовал под

псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал "Реальную

философию", в составе которой впервые увидел свет "Город Солнца".

Томмазо обращался к папе Павлу V, императору Рудольфу II, королю Филиппу III, к

великому герцогу Тосканскому, к римским кардиналам и австрийским эрцгерцогам...

Томмазо перечислял свои книги - те, что уже написаны, и те, что он мог бы еще

написать. Однако его судьба мало кого беспокоила.

после двадцатисемилетнего пребывания в тюрьмах увидел над своей головой солнце.

Не прошло и месяца, как Кампанелла снова оказался в тюрьме инквизиции, на

которую власть вице-короля не распространялась Узник оказался в мрачном сыром

подвале особняка на Пьяцца делла Карито. Именно здесь тридцать пять лет назад

Кампанелла начал мрачную тюремную эпопею.

Его новому освобождению помогла ссора великих мира сего - папой Урбаном VIII с

испанским двором. Испанцы начали распространять ложные предсказания

многочисленных астрологов о скорой смерти главы католической церкви. В

гороскопах указывали даже дату смерти папы, якобы предсказанную расположением

звезд Мнительный наместник Бога поверил и окончательно потерял покой

Томмазо пустил слух, что знает секрет, как избежать судьбы, предсказанной

звездами. Слухи дошли до папы. Он распорядился доставить к нему Кам-панеллу,

который в беседе не только не стал опровергать предсказания астрологов, а,

свободу. Свободу после 50 тюрем и 33 лет заключения

Урбан VIII беспрекословно выполнял все указания Кампанеллы. становился на колени

перед камином, пел, произносил молитвы, послушно повторял магические формулы.

Разумеется, в роковой сентябрь папа не умер Это укрепило его веру в силу и

знания Кампанеллы, с помощью которого удалось избежать верной смерти Папа

открыто высказал ему свое признание, часто приглашал к себе на беседы. Томмазо

вернули конфискованные и запрещенные инквизицией рукописи.

Покровительство Урбана VIII Кампанелла стремился использовать и в интересах

Калабрии Через своего любимого ученика Пиньятелли он снова начинает готовить

восстание В штаб заговора вошли несколько влиятельных лиц Неаполя и других

городов Италии. И снова среди заговорщиков оказался предатель. Пиньятелли попал

под арест испанцев. Кампанелле ничего не оставалось, как срочно покинуть родину.

Глубокой ночью под чужим именем в экипаже французского посла он навсегда уезжает

из Италии

философа, легендарного узника инквизиции встречают с большими почестями: ведь он

был еще и противником Испании - давнего врага Франции.

В Париже Кампанеллу принимает сам Людовик XIII. После аудиенции Томмазо поселяют

в доминиканском монастыре на улице Сент-Оноре, назначают пенсию.

Томмазо ведет переговоры с типографиями об издании своих трудов. Одновременно

пишет "Афоризмы о политических нуждах Франции", в которых дает ряд рекомендаций,

каким образом обеспечить победу над Испанией, и передал их Ришелье, своему

покровителю

Кампанелла продолжает учиться и учить, остается ненасытным к знаниям. По

поручению Ришелье он руководит учеными собраниями, на основе которых вскоре

вырастает Французская академия наук В семьдесят лет с интересом изучает

сочинения философа Декарта и стремится встретиться с ним.

1637 год для Кампанеллы оказался счастливым" в одном томе с "Реальной

философией" вышел в свет "Город Солнца", а вскоре за ним и трактат "О смысле

именем Людовика XIV. Кампанелла по просьбе Ришелье составляет для новорожденного

гороскоп, предрекая, что царствование нового Людовика будет долгим и счастливым

По этому случаю он написал длинную "Эклогу", в которой, подражая стихам

Вергилия, обещал дофину славу и процветание.

В конце апреля 1639 года болезнь почек приковала мыслителя к постели Его

тревожило приближающееся затмение Солнца, которое, по его расчетам, должно было

поднималось солнце.

До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои "Города Солнца", твердо верил в

то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства,

созданного его мечтой В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому,

Кампанелла писал: "Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих

(1568-1639) - мыслитель, поэт, публицист; по состоянию души - человек Ренессанса, которую отличают не только разносторонняя одаренность и високоосвиченисть, но и страстное стремление к воплощению своих научных, политических и нравственных идеалов в жизни

Джованни Доменико (К.) происходит из крестьянской семьи, которая жила в пивденноиталийский области Калабрия, которая в то время находилась под гнетом исп. оккупантов. Начальное образование получил в монаха доминиканца, но большую тягу к знаниям приводит юношу в монастырь ордена доминиканцев, где он получает имя Томмазо в честь Фомы Аквинского. Здесь он углубляет образование, изучая произведения античных философов и мыслителей схоластики. Под влиянием своего предшественника - натурфилософа эпохи Возрождения Телезио, что выступал против абстрактных схем по настойчивое изучение природы как источника научных знаний, - пишет свое первое произведение "Философия, обоснованная чутьем" (1591), после публикации которого К. обвинили в ереси и бросили в тюрьмы. После освобождения (1592) он не возвращается в монастырь, а путешествует по Италии. Новые обвинения и аресты. В 1598 возвращается к Калабрии, где вместе с единомышленниками участвует в подготовке восстания против ига исп. Габсбургов с целью установления республики. Вследствие измены был арестован, обвинен в антигосударственной деятельности и ереси, выданный исп. инквизиции, в тюрьме которой, испытывая пыток провел ок. ЗО лет. После освобождения в 1626 его еще несколько раз арестовывали. Поводом для этого были смелое выступление К. в 1632 на судебном процессе в защиту Галилея, а также обвинения со стороны вице-короля Неаполя в новой заговоре против исп. власти. В 1634, спасаясь от преследований, покинул Италию и поселился в Париже, где продолжал свою теоретическую и общественную деятельность.

К. принадлежат сочинения по философии, теологии, астрономии, астрологии, физики, математики, медицины, истории, поэтики, логики, политики, поэзии, а также трагедия о Марии Стюарт. В области философии вия выступает против любого слепого поклонения авторитетам Схоластики и Античности, настаивая, что новая рационалистическая философия должна исходить из достижений эпохи великих открытий. Среди наиболее известных работ: "Защита Галилея", "О ощущение вещей и магии", "Побежденный атеизм", "Три части универсальной философии, или учение о метафизические вещи", "Теология", "Город Солнца", значительная часть из которых была написана в тюрьме.

Основные философские положения К. можно свести к метафизическим идей и социально-политических убеждений. Философ утверждает, что каждая вещь, создаваясь, принадлежит одновременно к бытия и небытия. Она состоит "из потенции бытия, из знания бытия, из любви к бытию". Это первоосновы бытия. Так "первоосновы" взаимосвязаны между собой и равны по достоинству, рангом и происхождению. Существуют противоположные "основы небытие": "бессилие", "незнание", "ненависть". Бог - это высшая Сила, самая высокая мудрость, самая высокая Любовь. К. подчеркивает реальность существования материи, считая его телесной, но пассивной. "Мы признаем всеобщую материю, - являющуюся местом всех форм, подобно тому, как пространство является местом, в котором находятся все материи - телесной массой" (Антология мировой философии. В 4-х т. - Т. 2.- М., 1970 . - С. 189). "Тепло" и "холод" - активные и нематериальные силы, движущие ее. В вопросах познания выступает как последовательный сенсуалист, что признает независимость объектов ощущение от субъекта, их узнает.

"Город Солнца" - социально-политическая утопия, что является моделью общества, построенного на научных принципах. Автор получил идейного влияния "Государства" Платона. В произведении рассказывается о том, как выходцы из Индии, оставив родину, поселились на острове Тапробаном и основали там город-государство, где решили "вести философский образ жизни общиной". Солярии (жители "Города Солнца") ведут трудовой образ жизни, не зная социального неравенства и частной собственности, порождает имущественное неравенство и социальную неравноправие. Возглавляет государство главный правитель (Тог), избираемый на всю жизнь. Различными отраслями общественного лаптя руководят его помощники: Мощь (занимается проблемами войны и мира), Мудрость (управляет искусствами, ремеслами и наукой), Любовь (следящий за деторождением и воспитанием). Правители руководствуются новейшим научным знанием, в том числе и астрологией. Подобно "Утопии" Томаса Мора, "Город Солнца" имеет наряду с интересными идеями ряд наивных положений.