Оптимизация налогообложения с учетом изменений налогового кодекса рф. Оптимизируй это: что дали и отняли поправки в НК РФ о налоговой выгоде Оптимизация налоговых органов в году

Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Увеличивать размеры налоговых поступлений в бюджет можно разными способами: повышать налоговые ставки, расширять налоговую базу или увеличивать собираемость налогов. Поскольку до 2018 г. главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, то на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов. В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и результаты есть.

К сведению. В результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. налоговым органам удалось урегулировать значительный объем задолженности. За этот период показатель "эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания" вырос и составил 69,6%, что является самым высоким значением за все время. Сумма урегулированной задолженности в расчете за год (расчет значений ведется с 01.07.2014 по 01.07.2015) составила 1,4 трлн руб., что на 93 млрд руб. больше, чем по итогам 2014 г. Так, поступления от применения мер принудительного взыскания возросли на 135 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на 13,4 млрд руб. увеличилась сумма задолженности, урегулированной путем зачета.

Кроме того, расчетное значение показателя "снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений в бюджетную систему Российской Федерации", характеризующее долю задолженности в объеме поступлений в бюджет, по итогам первого полугодия 2015 г. составило 9,1%. В прошедшем году данный показатель за аналогичный период составил 9,6%.

Основные итоги в области налогового администрирования

В Основных направлениях подведены итоги реализации налоговой политики в области налогового администрирования. Выделим главное.

Начнем с Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р. Если проанализировать этот документ, то можно заметить, что основная часть планируемых мероприятий приходится на 2014 г. Так что же из запланированного было претворено в жизнь?

Во-первых, в настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках данной "Дорожной карты".

Во-вторых, разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят (см. таблицу 1). Отметим, что часть новшеств уже действует в 2015 г., а часть вступает в силу с 2016 г.

Таблица 1

Суть и значение изменения

Введен институт налогового мониторинга

Формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа;

Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах;

Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

Повышение прогнозируемости налоговых платежей;

Своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;

Сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров;

Обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков

Введено понятие "личный кабинет налогоплательщика"

Создан и совершенствуется функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика. Урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами

Урегулирован вопрос о принятии к вычету НДС в случае его получения после окончания квартала

Предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет

Урегулирован вопрос об учете НДС при применении ЕСХН и УСНО в случае выставления счетов-фактур

Предусмотрено исключение из доходов при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС

Расширена сфера применения УСНО

Исключено существующее ограничение на применение УСНО для организаций, имеющих представительства

Усовершенствовано администрирование НДФЛ

Установлена обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

Установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

Предоставлено право налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета

Продолжается работа в рамках применения "Дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р. Напомним, что программа мероприятий, предусмотренная указанным документом, рассчитана на период с 2013 по 2018 г., при этом основная часть мероприятий запланирована на 2015 - 2016 гг.

В рамках данной "Дорожной карты" на сегодняшний день плательщикам НДС, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в электронном виде: в ст. 165 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 г. введены реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%.

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования разработчики Основных направлений выделяют следующие:

Урегулирование внесудебного порядка взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб.;

Расширение возможности использования банковских гарантий;

Введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

Установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

Введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

Введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены.

Все приведенные мероприятия должны способствовать в том числе улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Параллельно с данными мероприятиями в рамках совершенствования налогового администрирования идет борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения НК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение налогового законодательства

Суть изменения

Введена гл. 3.4 НК РФ, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Действие гл. 3.4 НК РФ распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их. Введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".

Главой 3.4 НК РФ вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты РФ (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если ее величина составила более 10 млн руб. (2015 г. - более 50 млн руб., 2016 г. - более 30 млн руб.)

Введено понятие "налоговое резидентство организаций"

Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также отказаться от такого статуса

Введено понятие "фактический получатель дохода"

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам)

Кроме этого, в целях повышения эффективности мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, положения которой обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

Утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, на основе которого возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности указанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Большая работа была проведена Минфином и ФНС в 2014 г. по принятию необходимых решений для создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе для обеспечения синхронизации законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ (по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Были введены переходные положения, для чего внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. А с 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона.

Налоговое администрирование в 2016 - 2018 годах

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг. планируется в разных направлениях:

- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет прежде всего не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Это расширит возможности налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах;

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 г. целесообразно рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 г. действующее в 2015 г. ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. Предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Данная работа проводится по нескольким направлениям. Одним из них является обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.

Важным направлением является изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов). Планируется продолжить совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Продолжится совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании - за три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля использования трансфертных цен. В связи с этим в плановом периоде предполагается:

1) пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2) уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ;

3) уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий ФНС при реализации положений разд. V.1 НК РФ.

Кроме того, планируется разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства;

Ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием офшорных компаний. Планируется разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме, а также в рамках решения задач по деофшоризации российской экономики в части закрепления в законодательстве о налогах и сборах прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения;

- улучшение инвестиционного климата в РФ. Предполагается снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Кроме этого, планируется расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, в том числе:

1) снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

2) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий.

В Основных направлениях подведены итоги работы в области совершенствования налогового администрирования. В 2015 г. была завершена разработка проектов федеральных законов, предусмотренных "Дорожной картой" "Совершенствование налогового администрирования". При этом часть законов уже принята и действует, остальные нормы налогового администрирования вступают в силу с 2016 г.

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и офшорных компаний.

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег. Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы . Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

1. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ - , которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам ( начал действовать в этой части с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что уже никогда не будут прежними.

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram . Присоединяйтесь!

В ноябре 2014 года Федеральным законом N 376-ФЗ в Налоговый кодекс была введена глава 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Принято считать, что с этого момента государство усилило курс на активную деофшоризацию, перекрывая этот способ скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу.

По данным ЦБ в 2007 году в Россию частным сектором было ввезено (инвестировано) 87 млрд. долларов США и это был последний год, когда деньги в страну поступали из-за рубежа. Все следующие периоды деньги стабильно из страны уходили, рекордным оказался как раз 2014 года, когда отток капитала составил 152 млрд. долларов США.

Так как тенденцию на увеличение вывода капитала экономическими мерами изменить было уже не возможно, на помощь пришли меры административно-запретительные.

И надо сказать, меры подействовали: в 2015 году вывод капитала составил 52 млрд. долларов США, в 2016 г. - 19,8. Правда в первом квартале 2017 года, отток усилился и составил 17,5 млрд. долларов США. В противодействии тенденции Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ, банки были поделены на два вида: с универсальной и базовой лицензией, последние лишились возможности открывать валютные счета (об этом подробнее в главе Банковская реформа), поэтому с 2018 года количество банков, через которые возможны внешнеэкономические операции сократиться до 250-300, с одновременным усилением контроля ЦБ за их деятельностью.

Но ручной контроль вывода денежных средств без взаимодействия с иностранными государствами неэффективен, поэтому Минфином был разработан проект Федерального закона N 231414-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", предусматривающий обязанность участников международных групп компаний предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в группе (в том числе структуре владения), страновые сведения и иную финансовую информацию, в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (даже несмотря на то, что вхождение России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках которой и осуществляются «антиотмывочные» мероприятия приостановлено с 2014 года).

Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, соответствующие полномочия и обязанности ФНС России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года еще более повысив прозрачность владения КИК.

Есть ли смысл использовать КИК

При таком комплексном подходе в регулировании контролируемых иностранных компаний (в соответствии с матрицей налоговой оптимизации: законодательство, банки, автоматический контроль), для чего нужны КИК и имеет ли смысл их использовать?

1. КИК, при заключении внешнеэкономических контрактов позволяют пользоваться нормами иностранного права, иметь иностранную подсудность, в том числе обеспечивающую большую прозрачность принимаемых судебных решении.

2. КИК позволяет иметь «своего» импортера или экспортера, упрощая заключение внешнеэкономических контрактов, ведение первичных и таможенных документов.

3. Организации, зарегистрированные за рубежом, позволяют обеспечить значительно большую защиту от рейдерских захватов через незаконное внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о новых учредителях и генеральных директорах.

4. КИК позволяет осуществлять прикрытое владение бизнесом в РФ (в ЕГРЮЛ не будут содержаться сведения о физических лицах бенефициарах, а только об иностранной компании-собственнике, а в случае когда собственником иностранной компании в свою очередь выступает оффшор, при обстоятельствах указанных ниже, бенефициар вообще не будет известен ФНС).

5. КИК по-прежнему могут использоваться с целью оптимизации налогов, перераспределяя прибыль в низконалоговые юрисдикции. При этом контролируемая иностранная компания это не синоним оффшорной компании. КИК - любая иностранная компания, владельцем которой является российский резидент, оффшорная компания - это фактически та же КИК, но расположенная в оффшорной зоне, законодательство которой позволяет не раскрывать бенефициаров, упрощенно вести отчетность и либо вообще не платить налоги, либо платить их по ставкам, существенно меньшим, чем в неоффшорных зонах.

6. Но одно из основных предназначений КИК - защита активов бизнеса и его собственников. Несмотря на государственную пропаганду о незащищенности активов россиян на «загнивающем западе», сложно представить, что руководитель кипрского налогового органа позвонит председателю суда и порекомендует ему принять «правильное» решение о доначислении налогов не по праву, а по государственной необходимости, что для российской действительности абсолютная норма. То же касается различных форм принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных нужд, например в интересах ФСО. При этом условием защищенности иностранных активов является возможность подтверждения их легального происхождения.

Что нужно для признания организации КИК

Для признания иностранной организации контролируемой необходимо одновременное соблюдение двух условий:

1) организация не является налоговым резидентом России;

2) контролирующим лицом организации или иностранной структуры без образования юридического лица является налоговый резидент России - физическое лицо и (или) организация, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов или более 50 процентов, при том, что доля каждого из таких лиц более 10 процентов.

По аналогии с положениями НК о взаимозависимых лицах, возможно признание контролирующим лицом и формально не подпадающих под условия владения вышеуказанными процентами долей, если оно оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения:

1. по распределению полученной после налогообложения прибыли (дохода) организации после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации;

2. участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;

3. иных особенностей отношений между лицом и организацией (например, в следствии наличия контролируемой задолжности или фактического владения организацией через цепочку оффшоров).

Обязанность платить налог на прибыль в России

Но само по себе признание организации КИК вовсе не означает автоматическую обязанность платить налог на прибыль в России. Для освобождения от этой обязанности необходимо соблюсти условия перечисленные в ст. 25.13-1 НК РФ, из них наиболее распространенные:
  • эффективная ставка налогообложения прибыли иностранной организации (сумма налогов исчисленная по законодательству страны регистрации иностранной компании) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль (определяемой по законодательству РФ). Ставка по налогу на прибыль организаций в РФ составляет 20%, на доходы физических лиц - 13 ее средневзвешенная ставка - 15% и 9,75% соответственно.
Дальше сравниваем ставки иностранного государства с российскими, если они в РФ выше - освобождаемся от обязанности платить налог в России, если ниже - не освобождаемся, но не обязательно платим (об этом ниже). Например, корпоративный налог на прибыль на Кипре - 12,5%, что меньше средневзвешенной ставки в РФ 15%, значит автоматически от уплаты налога на прибыль в РФ организация не освобождается. В Испании - 30%, что означает освобождение от уплаты налога на прибыль КИК в РФ. При этом с иностранным государством, в котором зарегистрирована КИК у России должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Государства, не обеспечивающие обмен информацией о налогах указаны в Приказе ФНС от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527.

  • КИК является активной иностранной компанией - доля пассивных доходов (дивиденды, роялти, проценты от долговых обязательств и т.д.) не превышают 20%, при таких условиях, даже если эффективная ставка налогообложения меньше средневзвешенной, налог на прибыль в РФ не оплачивается.

Можно ли скрыть контроль?

А если контроль над иностранной компанией скрыть? Не позднее 20 марта, резиденты РФ должны уведомлять ФНС о своем участии в иностранных компаниях и о КИК, в которых они являются контролирующими лицами. Если такая информация не представлена, а ФНС о ней узнало, контролирующее лицо будет оштрафовано на 100 тысяч рублей за каждую организацию. За не предоставление информации о своем участии в иностранной организации штраф меньше - 50 тысяч рублей.

Если не включить в налоговую базу прибыль КИК, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) как для физических лиц так и для организаций.

К тому же возможность срыть владение КИК усложняется автоматическим обменом информацией ОЭСР о банковских счетах, без которых не возможна работа ни одной компании. Так в рамках многостороннего соглашения MCAA, банки обязаны идентифицировать бенефициаров счетов и выгружать эти сведения в базу данных, доступ к которой имеют полномочные органы всех государств, подписавшие соглашение (в РФ это ФНС): в отношении физических лиц - в независимости от размера остатков на расчетном счете, юридических лиц - в случае баланса выше 250 тыс. долларов США, при условии, что организация является пассивной (доля пассивных доходов превышает 50%).

Например, если организация с российским бенефициаром зарегистрирована на Бермудах, и имеет счет в Кипрском банке, последний передает сведения в кипрский и бермудский налоговые органы, при это если компания не является пассивной, информация о бенефициаре в Россию не передается. Аналогичная ситуация возникает в случае владения оффшором активной кипрской компанией, даже при том, что бенефициаром обеих организаций является российский резидент.

Если компания будет признана кипрским банком пассивной, информация о бенефициаре и счете будет дополнительно передана в Россию (начиная с сентября 2018 года в автоматическом порядке). Но в любом случае, как только деньги будут переведены со счета кипрской компании на счет валютного резидента РФ (в т.ч. бенефициара), ФНС об этом станет известно в автоматическом режиме, что необходимо учитывать при осуществлении инвестиций, например в зарубежную недвижимость.

Между тем, рядом государств и РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и пониженных ставках налогов, например с Кипром - в отношении налогов на доходы и капитал, в соответствии с которым применяется пониженный налог на дивиденды в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, расположенное на Кипре:
- 5% если лицо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды 100 тысяч евро;
- 10% - во всех остальных случаях.

Но налоговый рай в условиях дефицита национального бюджета существовать не может, поэтому появилось новое препятствие на пути к оптимизации через иностранные юрисдикции - под названием фактический получатель дохода (ст. 312 НК РФ). В письме Минфина 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 указано, что условием применения налоговой льготы на пассивный доход (установленной международным договором), является его получение только конечным бенефициаром, а для признания этого статуса необходимо не только наличие юридических оснований, но и возможность этого лица распоряжаться доходом.

При этом организация, выплачивающая дивиденды должна получить у иностранной организации следующие документы (вариация должной осмотрительности):

  • документы, подтверждающие у получателя пассивного дохода права распоряжаться дивидендами (справка аудитора, договор, подтверждающий инвестирование или иные затраты и т.д.);
  • документы, подтверждающие выполнение налоговых обязательств в иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, свидетельствующих об отсутствии экономии на налогах в РФ или документы, подтверждающие, что последующая передача денежных средств в оффшор не осуществляется;
  • документы, подтверждающие реальное осуществление предпринимательской деятельности в иностранном государстве (для подтверждения статуса налогового резидента).
При этом важно, чтобы сертификат резиденства был выдан уполномоченным органом иностранного государства: например на Кипре это Министерство Финансов Республики Кипр, а не Регистратор компании. В РФ соответствующая справка предоставляются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.

К тому же сертификат должен быть предоставлен налоговому агенту в срок до выплаты дохода, в противном случае возможна ситуация, когда налог на прибыль должен быть выплачен без учета международного соглашения (например, по результатам камеральной проверки), что впрочем не лишает налогоплательщика в последующем права произвести возврат налога.

Если фактический получатель дохода не известен, дивиденды облагаются налогом по ставке 15% на основании подп.3 п.3 ст.284 НК РФ, выплачиваемые проценты по займам облагаются по ставке налога на прибыль - 20%. Если бенефициар - резидент РФ, дивиденды облагаются по общей ставке НДФЛ - 13%.

Таким образом, одним из способов налоговой оптимизации является выплата процентов иностранной компании-займодавцу, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Но очевидность этого способа не могла пройти мимо ФНС, поэтому налоговикам рекомендовано (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СА-4-7/12702) при решении о переквалификации договоров займа между российскими и иностранными организациями в инвестиционные договора (чтобы не признавать включение процентов по займам в расходы), руководствоваться критериями отнесения задолженности к контролируемой (т.е. важен факт признания взаимозависимости - п. 2 статьи 269 НК РФ).

Той же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 15.11.2011 N 8654/11 указал, для целей признания процентов по займам в составе расходов, необходимо учитывать высокую долю долга, аффилированность заемщика и кредитора, в лице которого выступает не только иностранная компания, но и российская компания, аффилированная с иностранной компанией, а также отсутствие факта погашения долгового обязательства.

Судебная практика по переквалификации выплат процентов по договорам займов с иностранными компаниями на дивиденды в целом складывается в пользу налоговых органов, которые устанавливают аффилированность российской и иностранной компании, отсутствие у иностранной компании статуса фактического получателя дохода, а также указывают, что применение положений пп. 2-4 ст. 269 НК РФ не противоречат положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако налоговым органам не всегда удается доказать, что вместо процентов по займам были выплачены дивиденды (Постановление от 13 апреля 2016 г. по делу № А55-9504/2015 Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).

Таким образом, использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации и безопасности активов значительно усложнилось, но не перестало быть актуальным, даже в условиях автоматического контроля, который пока еще не стал тотальным.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов


В целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов

приказываю:

1. Провести эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что участниками эксперимента являются Федеральная налоговая служба, ее территориальные налоговые органы по Республике Алтай и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

3. Целями эксперимента являются:

1) определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг, за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов;

2) определение финансовой эффективности структуры и системы управления и удобства ее применения для налогоплательщиков.

4. Федеральная налоговая служба организует проведение эксперимента и обеспечивает его методологическое сопровождение.

5. Реорганизация территориальных налоговых органов по Республике Алтай проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем присоединения двух инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня по Республике Алтай к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.

6. Эксперимент проводится на основе действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности территориальных налоговых органов, с учетом следующего:

1) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, полномочия инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня на территории Республики Алтай в установленной сфере деятельности;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, следующие полномочия вышестоящего органа по отношению к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай:

а) рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) физических и юридических лиц на акты ненормативного характера Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, действия (бездействие) его должностных лиц;

б) проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков в порядке контроля за деятельностью Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай;

в) осуществление согласования запросов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в банках сведений по счетам физических лиц;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу имеет право отменять решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 6 настоящего приказа.

7. Федеральная налоговая служба размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении эксперимента, информирует налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, общественные объединения и иных заинтересованных лиц о проведении эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе до 1 марта 2017 года провести оценку результатов эксперимента, предусмотренного настоящим приказом, и представить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39048



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.10.2015,
N 0001201510010025

Мы попросили экспертов из Минфина, ФНС и ведущих консалтинговых компаний оценить способы оптимизации налогов, методы и схемы 2016 года и составили рейтинг безопасности налоговых схем.

Мы опросили советников ФНС России и Минфина России, специалистов в области аудита и консалтинга, работников бухгалтерий и финансовых служб компаний (список приведен в конце статьи) и попросили их оценить способы оптимизации налогов, методы и схемы 2016 года.

Меньше всего опасений вызывает штатная оптимизация

Рейтинг безопасности методов и схем оптимизации налогов 2016 наглядно демонстрирует приоритеты. В целом можно заключить, что меньше всего опасений вызывают способы штатной оптимизации налогов. К ним мы относим использование предусмотренных законом льгот и выбор наиболее выгодного способа учета при наличии альтернативы. Эти способы и раньше эксперты оценивали достаточно высоко. Меньше стали бояться участия в сделках контрагентов, к которым возможен повышенный интерес налоговых органов (предыдущий рейтинг безопасности налоговых схем, который оценивали приглашенные специалисты, составлялся за I полугодие 2013 года. Его можно найти в журнале «Практическое налоговое планирование» № 5, 2013).

«Отличниками» рейтинга безопасности методов и схем оптимизации налогов 2016 остались только два элемента. Первый - прибыльная компания на общей системе налогообложения в группе оценки безопасности контрагентов по сделкам. Второй - чистая прибыль компании как источник финансирования операции.

Удивительно снижение рискованности в отношении компаний-однодневок. Возможно, что это объясняется устоявшейся практикой в отношении сделок с такими лицами. Уже известны правила игры: как себя вести и что делать, чтобы не потерять на налогах. Например, если поставщик-однодневка не предъявляет НДС, проблем с вычетом не возникнет. А защитить расходы поможет тщательное документирование движения товаров - компания может сфотографировать его поставку, обеспечить прозрачность дальнейшего движения.

  • Топ-10 опасных схем оптимизации налогообложения >>

– способ полностью безопасен

– высокая степень безопасности

– средняя степень безопасности

– степень безопасности ниже средней

– опасный способ оптимизации

Без изменений

– новый элемент

Рейтинг безопасности методов и схем оптимизации налогов 2016

Элементы налоговых схем Оценка безопасности

Изменение позиции

Комментарии
Группа № 1. Налоговый статус партнера
Прибыльная компания на общем режиме налогообложения

В этой группе на полбалла вырос рейтинг субъектов-спецрежимников и однодневок. Рейтинг спецрежимников повысился до уровня рейтинга предпринимателей. Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Химтек-Инжиниринг», отметила, что использование льготных режимов в последнее время стало довольно распространенным явлением. Это связано с меньшими налоговыми затратами и простотой учета. Также в нынешней ситуации мало кого удивят убытки у контрагента. В зоне риска компании с многолетними убытками. Несмотря на повышение, рейтинг однодневок все же ожидаемо низкий. И эксперты рекомендуют по возможности избегать контактов с такими участниками бизнеса.

Эльдар Зиатдинов , директор департамента «Налоговое право» GRATA International, считает, что перестать работать с однодневками нужно было еще вчера. Но, как заметила Наталья Ежова, , о том, что компания однодневка, узнать можно только по итогам налоговой проверки. Поэтому даже в таком случае есть шанс защититься еще на стадии досудебного урегулирования, если организация предприняла меры должной осмотрительности.
Несмотря на антиофшорные меры и усиление контроля за внешнеторговыми сделками, не изменились оценки риска контрагентов-нерезидентов. Причем даже таких, которые зарегистрированы в офшорах.

Аэлита Жукова, главный бухгалтер ООО «Средства Промышленной Безопасности», отметила, что и на практике не сталкивается с ужесточением контроля. За долгие годы работы с нерезидентом эксцессов при проверках не происходило. Обычные мероприятия налогового контроля, в частности связанные с возмещением НДС, не усложняют работу фирмы.

Олег Бубнов, , указал на еще один фактор, который может существенно повысить (на 1–2 балла) рискованность элементов данной группы. Это удельный объем расходов с «рискованным контрагентом» в общем их объеме, чем он больще, тем выше риск.

Индивидуальный предприниматель -
Субъект льготного налогообложения - упрощенец, вмененщик и др.
Убыточная компания на общем режиме налогообложения -
Физическое лицо -
Физическое лицо - инвалид -
Некоммерческие организации и объединения (ассоциации, фонды, профсоюзы), компания с участием инвалидов -
Нерезидент, находящийся в неофшорной зоне -
Нерезидент, находящийся в офшорной зоне -
Компания-однодневка
Группа № 2. Налоговые льготы
Выплаты свыше предельной величины -

Три элемента из «льготного» блока показали рост на 0,5 балла: использование пониженных тарифов страховых взносов, применение освобождения, льгот и нулевой ставки по НДС. Но не до максимума.

Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот», и Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ARTSANA RUS, объясняют это тем, что даже правомерное применение льгот повлечет усиленный налоговый контроль. То есть налоговые риски все равно присутствуют, даже если разногласия и удастся разрешить на этапе проверки. Риски возникают при искусственном создании условий для применения льгот. Об этом напомнил Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «Консультационно-аудиторская фирма „ИНВЕСТАУДИТТРАСТ“». С его мнением согласен Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма „Атолл-АФ“». На контрольных мероприятиях проверяющие в первую очередь пытаются выявить такие случаи.

Внутри группы оценки неравномерны, хотя отличие их несущественно. Юрий Подпорин, , Минфин России, объяснил расхождения следующим. Для применения некоторых из льгот и преференций достаточно только соответствия определенным требованиям. А другие, например пониженная ставка налога при упрощенке, означают раздельный учет операций, облагаемых по обычной ставке и по сниженной. И возможность ошибок при таком учете увеличивает налоговые риски.

Пониженные тарифы страховых взносов
Ставка НДС 10 процентов -
Использование пониженной ставки при упрощенке в льготных регионах -
Использование соглашений об избежании двойного налогообложения -
Ставка НДС 0 процентов
Применение освобождения и льгот по НДС
Ставка 0 процентов по полученным дивидендам -
Группа № 3. Налоговая чистота контрагента, если он не является однодневкой
Срок деятельности контрагента меньше года

Менее рискованным эксперты стали считать работу с компаниями, зарегистрированными менее года назад - этот показатель вырос на 0,5 балла. Остальные элементы сохранили свое значение. Более высокий рейтинг первого элемента Светлана Ершова, главный бухгалтер ООО «ИНКОЭР», объясняет тем, что вновь созданные компании защищены от налоговых проверок в начале деятельности. Кроме того, у инспекторов на них еще не накоплены какие-либо данные. А значит, если нет двух других признаков, то эти компании практически безопасны.

Но совпадение первых трех элементов (2 балла) - признак однодневки. На это указали сразу несколько экспертов. Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма „Атолл-АФ“», напоминает, что налоговики будут искать признаки незаконной налоговой оптимизации у всех контрагентов данного участника сделок. С этим согласна Елизавета Скаковская, руководитель налоговой практики КГ «НЕОТАКС». В подобном случае отстоять свою экономию компания сможет только в суде. Если сделка была чистая и налоговики не доказали получение необоснованной налоговой выгоды, то высока вероятность снять претензии..

Контрагент прописан по адресу массовой регистрации -
Руководитель, главный бухгалтер, учредитель являются одновременно руководителем, главным бухгалтером, учредителем многих компаний -
Совокупность нескольких перечисленных признаков -
Группа № 4. Взаимозависимость
Есть признаки взаимозависимости, перечисленные в главе v. 1 НК РФ - Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр „Партнеры“», разницу в оценках объяснила тем, что скрытая взаимозависимость усыпляет бдительность бизнес-субьекта, при том что налоговики довольно легко вычисляют ее. Риски при взаимозависимости возрастают, если есть иные элементы. Например, кто-то из участников применяет спецрежим. Так считает Олег Бубнов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса. Еще один тревожный сигнал - взыскание недоимки должника со связанных с ним компаний. Об этом напомнил Эльдар Зиатдинов , директор департамента «Налоговое право» GRATA International. Но такая практика хотя и успешна, еще не настолько широко распространилась, чтобы пошатнуть рейтинг элементов.
Есть признаки скрытой взаимозависимости -
Группа № 5. Вид операции (договора)
Купля-продажа -

Ожидаемо снизился рейтинг аутсорсинга и аутстаффинга. Реформа трудового законодательства существенно ограничила использование аутстаффинга (гл. 53.1 ТК РФ). И теперь в договорах аутсорсинга контролеры будут искать признаки запрещенной сделки. Об этом напомнила Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот». Следовательно, при работе по таким договорам можно прогнозировать и повышенное внимание сразу нескольких контролирующих органов, и доначисления, если докажут, что вместо аутсорсинга компания работает по схеме аутстаффинга. С этим согласен и Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «Консультационно-аудиторская фирма „ИНВЕСТАУДИТТРАСТ“». Но все же рейтинг у этого элемента налогового планирования понизился совсем ненамного - всего на полбалла.

Все остальные сделки, кроме операций «в черную», в массе не провоцируют повышенного внимания проверяющих. В крайнем случае, они носят дежурный характер для инициирования проверочных мероприятий. В этом Александр Мосякин, советник государственной гражданской службы 1-го класса, видит причину стабильности и роста остальной части оценок. Сергей Рюмин посоветовал способ снижения рискованности таких элементов. Чем проще правовая конструкция договора, тем обычно меньше он привлекает внимание проверяющих.

Несколько элементов набрали по полбалла. Можно выделить две основные причины этого. Первая - либерализация законодательства. Например, рост рейтинга у кредита обусловило изменение статьи 269 НК РФ. Исчезла проблема учета процентов у невзаимозависимых лиц. Второе, как ни странно, дополнительный контроль. Некоторые из сделок в силу изменений или кризиса стали более жестко контролироваться самими участниками.

Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, объяснила рост рейтинга у лизинга и экспорта. Данные сделки легко проверить, очень много информационных ресурсов. Кроме того, по экспортным сделкам существует дополнительный контроль со стороны банков. Лизинговые сделки дают гарантии реальности самого имущества - об этом заботится лизингодатель. Такое имущество, как правило, страхуется. А значит, сразу же несколько участников подтверждают нефиктивный характер сделки.

Светлана Сергеева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, в усилении контроля по НДС видит причину роста безопасности рейтинга посреднических сделок. Из-за прозрачности структуры перепродаж недобросовестных участников становится все меньше.

Аренда -
Возмездное оказание услуг -
Сделки через участие в капитале компании
Простое товарищество -
Негласное простое товарищество -
Иные сделки, носящие инвестиционный характер -
Кредит
Лизинг
Подряд -
Трудовой договор -
Хранение -
Экспортный контракт
Давальческая переработка
Заем -
Аутсорсинг, аутстаффинг
Лицензионный договор и иные договоры на использование интеллектуальной собственности -
Посреднические (комиссии, поручения, агентский)
Факторинг -
Безвозмездная передача имущества в собственность или в пользование
Проведение операции без договора «в черную» -
Группа № 6. Использование промежуточных договоров
Цепочка перепродавцов, промежуточные сделки - На полбалла снизился рейтинг у сопутствующих договоров. Александр Мосякин, советник государственной гражданской службы 1-го класса, связывает это с тем, что большая, чем обычно, нагрузка сделки сопутствующими договорами и затратами гарантирует пристальный интерес проверяющих. Еще один фактор риска - отсутствие платы по сопутствующим сделкам или услугам, которые оказываются в рамках основного договора. Это также вызовет вопросы, о чем напомнил Денис Савин, старший юрист BGP Litigation.
Заключено множество сопутствующих договоров, например на оказание консультаций, оценку рынка и пр.
Группа № 7. Реальность операции или деятельности
Компания не понесла дополнительные расходы по сделке, обычные в деловой практике (например, не страховала объект, хотя это было в ее интересах) -

Сразу три признака нереальности операций потеряли по полбалла. Отсутствие деловой цели, транзитная сделка и отсутствие у продавца возможности исполнить ее стали восприниматься как более рискованные элементы. Самую высокую оценку в группе эксперты присвоили такому элементу, как отсутствие дополнительных расходов по сделке. Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Химтек-Инжиниринг», объясняет тем, что в целях экономии отдельные компании могут не производить подобных расходов, если у них сложились давние партнерские деловые отношения.

Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики АКГ «Уральский союз», назвал еще одну причину. Отсутствие дополнительных затрат не всегда вызывает вопросы, поскольку означает и отсутствие уменьшающих налоговую базу по прибыли расходов. Оценка остальных элементов примерно на одном уровне.

По мнению Натальи Ежовой, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса, по данной группе признаки работают в совокупности. Чем больше доказано признаков, тем выше риск. Однако оценивать эти элементы самостоятельно сложно вне контекста конкретной сделки. Например, обратные сделки в некоторых отраслях являются абсолютно нормальным явлением (возвратный лизинг). Так что сам по себе факт возврата имущества ни о чем не говорит.

Оксана Бейкун, главный бухгалтер ООО «Бухгалтер Проф», также считает, что оценить эти элементы возможно только во взаимосвязи с другими элементами сделки. Например, невозможно без анализа иных признаков деятельности покупателя доказать, что у него нет реальной потребности в полученных активах, работах или услугах. Потребность может быть не очевидна для сторонних лиц.

С тем, что данные признаки сами по себе не образуют повышенного риска, согласен и Александр Мосякин, советник государственной гражданской службы 1‑го класса. Кроме того, по его мнению, последний признак вообще невозможно оценивать в комплексе. Работа без лицензий и разрешений, иных документов допуска и одобрения привлечет внимание разрешительных инстанций. Но, к примеру, отсутствие же склада или логистических менеджеров в наше время не является камнем преткновения при реализации товаров в ближние или дальние регионы. Есть довольно развитый рынок данных услуг.

Спорные основания для отражения операции -
У покупателя нет реальной потребности в полученных активах, работах или услугах -
У налоговиков могут возникнуть сомнения в деловой цели операции
Обратная сделка (например, передача имущества и получение его обратно по другому договору) -
У продавца нет реальной возможности исполнить сделку (нет нужного персонала, склада, разрешений, лицензий и т. п.)
Группа № 8. Предмет операции
Предмет операции не связан с основной деятельностью компании -

В относительном выражении больше всего баллов потеряла данная группа. Из трех элементов двум участники опроса снизили рейтинг на полбалла. При этом именно в этой группе был самый большой разброс оценок внутри каждого элемента. Уже это свидетельствует о том, насколько спорными могут быть такие элементы.

По мнению Марины Марчук, налогового юриста компании «Деловой Фарватер», предмет операции не определяет ее реальность или законность. В то же время Эльдар Зиатдинов , директор департамента «Налоговое право» GRATA International, напомнил о неблагоприятной практике последних лет доначислений из-за выплаты роялти. Рискованность подобных методов и схем оптимизации налогов в 2016 году возросла.

Предмет операции находится на особом контроле налоговиков)
Из описания оказанных по договору услуг невозможно понять их суть
Группа № 9. Цена операции
Льготные цены для отдельных контрагентов -

В ценовой группе участники опроса понизили на полбалла безопасность таких элементов, как очевидное занижение или завышение цены. На данную оценку повлияла концепция трансфертного ценообразования. В отношении контролируемых сделок подобные действия означают не только доначисления, но и общение с контролерами по поводу суммы этих доначислений. Компания должна будет обосновать применяемые цены. Территориальные инспекции пытаются проверять цены в неконтролируемых сделках (решение ВС РФ от 01.02.16 № АКПИ15-1383). Об этом напомнила Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. Но есть тенденция к изменению ситуации в пользу налогоплательщиков. Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «Консультационно-аудиторская фирма „ИНВЕСТАУДИТТРАСТ“», ссылается на выводы ВС РФ в определении ВС РФ от 11.04.16 № 308-КГ15-16651. Судебная коллегия сочла, что при проведении выездной налоговой проверки инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя корректировку цен по сделкам общества с взаимозависимыми лицами.

Хотя полностью проблему нельзя считать решенной. Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот», обратила внимание на возможность контроля за ценами и в рамках реализации доктрины необоснованной налоговой выгоды. На такую возможность указал и Владислав Брызгалин, управляющий партнер, директор группы компаний «Налоговый щит». В упомянутом определении ВС РФ уточнил, что доначисления были бы оправданны в случае необоснованности налоговой выгоды.

Отпускная цена чуть выше себестоимости -
Цена попадает под трансфертный контроль -
Цены на продаваемое имущество ниже балансовых -
Очевидное завышение цены (при покупке)
Очевидное занижение цены (при продаже)
Группа № 10. Способ расчетов по операции
Расчеты в одном банке - Стабильная группа, оценки ее элементов не изменились. Векселя и наличные расчеты вызывают больше подозрений, поскольку могут свидетельствовать об отсутствии таких расчетов вообще. Взаимозачеты и бартеры сохранили свой средний уровень рискованности. Это неожиданно, поскольку в условиях кризиса, по свидетельствам практиков, например Оксаны Бейкун, главного бухгалтера ООО «Бухгалтер Проф», такие формы расчетов не редкость и не вызывают проблем.
Взаимозачет -
Вексель третьего лица -
Собственный вексель -
Бартер -
Наличный расчет, в том числе через подотчетных лиц -
Группа № 11. Сроки расчетов или исполнения обязательств
Существенная (от одного месяца) отсрочка платежа по договору -

Отсрочка платежей и накопление дебиторской задолженности снизили на полбалла свою оценку безопасности. Сразу несколько участников опроса связали это с введением в практику законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ). Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр „Партнеры“», Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот», напомнили, что пока что остается открытым вопрос о порядке отражения таких процентов в доходах и расходах.

В данной группе появился новый элемент - отсутствие расчетов с контрагентами при уступке долга. В такой ситуации цедент вправе признать убыток по цессии по факту передачи права требования цессионария. Если расчеты по цессии не осуществлены, то, по мнению налоговиков, возникает необоснованная налоговая выгода. Основывают свою позицию контролеры на отсутствии деловой цели - если денег нет, то какой смысл продавать долг? Такой вопрос возник у Натальи Ежовой . И Светлана Ершова, главный бухгалтер ООО «ИНКОЭР», и Ольга Слобцова считают сомнения обоснованными.

Накопление дебиторской задолженности -
Отсрочка получения дохода (подписания актов, реализации) -
Расчеты по всей цепочке операций производятся в один день -
Отсутствие расчетов с контрагентом при уступке долга -
Группа № 12. Источник финансирования операции
Собственные источники компании (чистая прибыль) -

В этой группе антилидер опроса - расчеты черным налом (1 балл). Хотя многие участники и отметили, что факт обращения черного нала доказать очень сложно. Фактически риск возникает в случае обнаружения неучтенных средств в кассе при проведении мероприятий налогового контроля.
Некоторые из участников снизили оценку чистой прибыли компании как источнику финансирования операций.

Средний балл остался прежним.

Но сама тенденция говорит о том, что нежелание показывать в расходах по налогу на прибыль некоторые затраты может вызвать вопросы у налоговых органов.

Заемные средства -
Средства, полученные от учредителя -
Черный нал -
Группа № 13. Замена правоотношений
Разделение договора на два или больше -

Еще одна стабильная группа - все элементы сохранили свою оценку. У способов замены правоотношений средний уровень риска. Негативные последствия отчасти компенсируются сложностью сбора доказательств притворности действий. Хотя Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот», обратила внимание на то, что налоговые органы совершенствуют методы работы и в части раскрытия таких манипуляций.

Массовые опросы, допросы, осмотры, инвентаризации повышают риски. Но в целом многое зависит от индивидуальных договоров, на что обратил внимание Николай Куриков, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Подмена одного договора другим, дающим налоговую экономию -
Замена одних выплат другими, например выплата вместо оплаты труда компенсаций -
Группа № 14. Финансовый результат операции
Операция принесла прибыль

Марина Марчук, налоговый юрист компании «Деловой Фарватер», считает, что прибыль по одной операции ничего не значит. Значение имеет прибыль компании в целом за отчетный или налоговый период.

С этим согласна и Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр „Партнеры“». Конкретный финансовый результат конкретной сделки ни о чем не свидетельствует. Причем это справедливо и в отношении убыточных элементов группы. Если нет иных признаков рискованных методов налоговой оптимизации, то убыток не показатель схемы.

Олег Бубнов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, напомнил, что значение имеет также налоговая нагрузка. Поэтому инспекторы будут детально исследовать условия совершения сделок, их размер, частоту и систематичность. На это указала и Елена Ордынская, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. Подозрения вызовет не убыток по сделке, а полностью убыточная деятельность. Налоговики будут искать признаки сокрытия доходов.

Операция принесла нулевую или минимальную прибыль, но в целом компания является прибыльной -
Операция принесла нулевую или минимальную прибыль, но в целом компания является убыточной -
Операция принесла убыток, при этом в целом компания является прибыльной -
Операция принесла убыток, при этом в целом компания является убыточной -
Группа № 15. Изменение структуры компании
Преобразование -

Меньше опасений стало вызывать создание обособленных подразделений или перенос юридического адреса в регионы с льготным налогообложением. Этот элемент вырос на 0,5 балла.

После любых структурных изменений нужно быть готовыми к выездной проверке. Об этом напомнила Елена Руцкова, главный бухгалтер ООО «Кристалл».

Аэлита Жукова, главный бухгалтер ООО «Средства Промышленной Безопасности», добавила, что к проверке готовиться надо не только той компании, в которой происходят изменения. Ее контрагентов тоже не забудут. У налоговиков отработан алгоритм работы для таких случаев. У контрагентов могут запросить документы по всем сделкам с компанией за три последних года.

Выделение или разделение -
Присоединение или слияние -
Создание филиалов или перенос юридического адреса на территории с льготным налогообложением
Группа № 16. Учетная политика
Переоценка -

В этой группе лидер роста - элемент учетной политики по распределению длящихся доходов и расходов набрал один балл. За последнее время громких споров по такому способу оптимизации нет, возможно, это повысило доверие к нему. Кроме этого элемента еще несколько выросли на полбалла.

Минимальные оценки у способов учета основных средств. Это их учет по частям, самостоятельное признание части расходов, связанных с приобретением основных средств, неправомерный учет, искусственное удержание на иных счетах учета.

Эксперты отметили, что некоторые из способов трудно реализовать. Например, если части основного средства могут быть использованы в качестве составляющих, но не функционирующих друг без друга, то разделение опасно. На это указали Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Химтек-Инжиниринг», и Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр „Партнеры“».

Увеличение доли косвенных расходов также один из самых рисковых элементов в данной группе, несмотря на то, что набрал полбалла. Ирина Илларионова, советник государственной гражданской службы РФ 2‑го класса, заметила, что использование такого способа оптимизации - повод для отбора компании на выездную налоговую проверку. И почти наверняка до этого придется объясняться на комиссии по налогу на прибыль, особенно если у компании появится убыток.

В этой группе появился новый элемент - заявительный порядок вычета НДС. Он оценен участниками опроса достаточно высоко - на 4 балла. Оксана Костылева считает, что заявительный порядок вычета НДС - это вполне законный способ оптимизации, позволяющий восполнить недостаток оборотных средств. Но для оценки эффективности его применения необходимо просчитать все сопутствующие расходы. Может получиться, что выгода окажется незначительной.

Необходимо учитывать также риск в виде отказа в возмещении НДС. Это приведет к дополнительным расходам в виде пени в двойном размере. На сегодняшний день пени придется уплатить из расчета 22 процента годовых. Для сравнения - банковский кредит можно получить под более низкие ставки - от 15 процентов годовых.

Использование повышающих коэффициентов амортизации
Использование амортизационной премии -
Кассовый метод -
Создание резервов -
Выгодные положения раздельного учета по НДС при одновременном исчислении налога на прибыль и ЕНВД
Переход на ежеквартальную уплату авансов -
Учет основных средств по частям -
Невключение в первоначальную стоимость основных средств многих расходов -
Увеличение доли косвенных расходов для налога на прибыль
Распределение длящихся доходов и расходов
Момент постановки на учет -
Заявительный порядок вычета НДС

Специалисты, участвовавшие в подготовке рейтинга безопасности методов и схем оптимизации налогов 2016

Чиновники

Олег Бубнов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Ирина Илларионова, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Николай Куриков, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Елена Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса
Александр Мосякин, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса
Светлана Сергеева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Елена Ордынская, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Юрий Подпорин, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, Минфин России

Эксперты

Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма „Атолл-АФ“»
Владислав Брызгалин, управляющий партнер, директор группы компаний «Налоговый щит»
Эльдар Зиатдинов, директор департамента «Налоговое право» GRATA International
Марина Марчук, налоговый юрист компании «Деловой Фарватер»
Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «Консультационно-аудиторская фирма „ИНВЕСТАУДИТТРАСТ“»
Денис Савин, старший юрист BGP Litigation
Елизавета Скаковская, руководитель налоговой практики КГ «НЕОТАКС»
Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр „Партнеры“»
Татьяна Собина, генеральный директор ООО «Налоги. Бизнес. Аудит»
Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики АКГ «Уральский союз»

Практики

Оксана Бейкун, главный бухгалтер ООО «Бухгалтер Проф»
Яна Гавриленко, главный бухгалтер ООО «СОЮЗ»
Елена Дерябкина, главный бухгалтер ООО «Гостиничный центр», г. Калуга
Светлана Ершова, главный бухгалтер ООО «ИНКОЭР»
Аэлита Жукова, главный бухгалтер ООО «Средства Промышленной Безопасности»
Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Химтек-Инжиниринг»
Наталия Красина, финансовый директор ООО «Ланцелот»
Елена Руцкова, главный бухгалтер ООО «Кристалл», г. Салават
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ARTSANA RUS