Мухина возрастная психология последнее издание. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития.C

В.С. МУХИНА

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям “Педагогика и психология”, “Психология”, “Социальная педагогика”, “Педагогика”

13-е издание, переработанное и дополненное

Издательский центр “Академия”

УДК 159.922.7/8(075.8)

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина;

доктор психологических наук, профессор А.И. Подольский

Мухина В.С.

Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.С. Мухина. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 656 с.

ISBN 978-5-7695-8094-9

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация–обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.

Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

© Мухина B.C., 1997

© Мухина B.C., 2011, с изменениями

© Образовательно-издательский центр “Академия”, 2011

© Оформление. Издательский центр “Академия”, 2011

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра “Академия”, и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

Валерия Сергеевна Мухина – доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки, действительный член двух академий: РАО и РАЕН, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ.

Область научных интересов: возрастная психология; психология личности; человек в экстремальных условиях; психологическое сопровождение ребенка, подростка, юноши, взрослого, пожилого человека; этнопсихология; психоэтносемиотика.

Основные книги: “Близнецы: дневник развития” (1969, 1997); “Психология дошкольника” (1975); “Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта” (1981); “Проблемы генезиса личности” (1985); “Детская психология” (1985, 1992. Книга отмечена премией Ушинского); “Шестилетний ребенок в школе” (1986, 1990); “Рождение личности” на английском, арабском, бенгальском и маратхи языках (1987-1988); “Таинство детства” (1998, 2000, 2005); “Феноменология развития и бытия личности” (1999); “Возрастная психология: Феноменология развития” (12 изданий, 1997-2009; в 1998 г. книга отмечена Дипломом лауреата премии Президента РФ в области образования); “Личность: Мифы и Реальность” (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) (2009, 2010). Всего более 500 публикаций, в том числе более 50 изданий книг на русском, английском, арабском, болгарском, греческом, испанском, маратхи, немецком, хинди, японском и других языках мира и стран СНГ.

Год выпуска: 2006

Жанр: Психология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Возрастная психология изучает особенности психического развития, феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Несмотря на все богатство фундаментальных исследований, сегодня еще нет целостного описания развития психики человека на этапах его жизненного пути.
Учебник «Возрастная психология» стремится отразить уникальность каждого возрастного момента, показать, как постепенно, год от года ребенок становится человеком, способным реализовывать себя в социальных отношениях, выбирать для себя профессиональную деятельность и осуществлять в общении свои притязания на свободу, права и обязанности, как он становится способным любить, быть верным другом, отстаивать свое достоинство, нести ответственность за себя и других.
Не менее важно понять, как в процессе своего развития ребенок и подросток обретают негативные черты, проявляют себя в противостоянии другим в отчужденных и нетрадиционных формах поведения. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка и подростка (позитивные и негативные) - задача данного учебника.
В книге «Возрастная психология» рассматривается противоречивая по своей сущности феноменология человека: с одной стороны, это тенденция к развитию и противостоящая ей тенденция к покою, с другой - сочетание в одном человека как социальной единицы и человека как уникальной личности. Эти характеристики просматриваются на всех онтогенетических этапах развития человека - в его бытийной жизни и в душевном строе.
В основу учебника положены сложившиеся в отечественной психологии подходы к проблеме психического развития. Показывается, что развитие человека обусловлено успешностью усвоения социокультурного опыта; выявляется ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии ребенка; анализируется принципиальное для этого развития значение разных видов деятельности.

В учебнике «Возрастная психология» проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчлененно» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и подростка, показывается усложнение самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимают вопросы, связанные с характеристикой процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов. Привлекаются также идеи и материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э.Клапареда, З. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера, К. Поппера и других.
В контексте обсуждения условий развития и бытия человека рассматриваются современные исследования и футурологические прогнозы грядущих катастроф и чаяний человечества таких популярных в начале XXI в. авторов, как И.Валлерстайн, С.Хантингтон, Ф. Фукуяма, а также П. Дж. Бьюкенен, Н. Винер, Ж. Гэлбрейт, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас и другие.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника - целостное изложение психического развития человека, автор сочла правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включив в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие.
Право на такой подход к написанию учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В разделе I излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет. Внутреннее пространство психики человека рассматривается в качестве особой реальности, определяющей мотивацию, выбор поведения, способ индивидуальной жизни и внутреннюю позицию личности. Излагается понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к объяснению механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Разделы II, III и IV посвящаются детству, отрочеству и юности. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка, подростка и юноши проводится в соответствии со сформулированными в разделе I общими подходами к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

«Возрастная психология»


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие

  1. Условия психического развития и развития личности
    1. Реальность предметного мира
    2. Реальность образно-знаковых систем
    3. Природная реальность
    4. Реальность социального пространства
    5. Реальность внутреннего пространства личности
  2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность
    1. Биологические предпосылки
    2. Взаимодействие биологических и социальных факторов
Механизмы развития и бытия личности
  1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
  2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
  3. Взаимодействие идентификации и обособления
Индивидуальное развитие личности
  1. Внутренняя позиция и развитие личности
  2. Социальная единица и уникальная личность
  3. Фактор места как условие развития личности
ДЕТСТВО
Младенчество
  1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
  2. Собственно младенчество
Ранний возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Предметная и другие виды деятельности
  4. Предпосылки формирования личности
Дошкольный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Игры и другие виды деятельности
  4. Детская личность
Младший школьный возраст
  1. Особенности общения
  2. Умственное развитие
  3. Учебная деятельность
  4. Личность ребенка младшего школьного возраста
ОТРОЧЕСТВО
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация в жизни подростка
  2. Учебная деятельность и ориентация на труд
Особенности общения
  1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции
Умственное развитие
  1. Развитие речи
  2. Развитие высших психических функций
Личность подростка
  1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве
  2. Самосознание в отрочестве
ЮНОСТЬ
Условия и образ жизни
  1. Социальная ситуация
  2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности
  3. Психологические проблемы молодежи как электората
Особенности общения
  1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции
  2. Общение со сверстниками противоположного пола
  3. Раннее материнство и отцовство
Личность в юности
  1. Умственное развитие и ценностные ориентации
  2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности
  3. Самосознание в юности

Название: Возрастная психология - Феноменология развития.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество и все человечество. Быть личностью - также значит понимать ценность послушания и дисциплинированности.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства, отрочества и юности - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11

§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149

§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Возрастная психология - Феноменология развития - Мухина B.C. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Проблема позитивной социальной активности. Выбор жизненных целей и их реализация.

Особенности развития личности юноши в условиях депривации. Индивидуальные различия в юности.

РазделУ. ВЗРОСЛОСТЬ

Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профес­сиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек.

Периоды взрослости.

Закономерности развития взрослого. Проблемы самореализации личности взрослого: на уровне высших духовных форм и на уровне «игры на понижение».

1. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотип­ность в профессиональной деятельности.

Возможности учения в период взрослости. Формы и методы обуче­ния взрослых.

2. ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Деловое и непосредственное общение. Общение в производствен­ных группах и коллективах. Специфика общения мужчин и женщин. Любовь и семья как ценности. Дружеские объединения взрослых.

Игры взрослых.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ

Познание как профессия. Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью.

4. ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная ак­тивность взрослого человека. Значение активности в профессиональ­ной деятельности для развития человека как личности, субъекта дея­тельности и индивидуальности.


Притязание на признание в профессиональной деятельности, в об­щественной жизни. Притязание на признание в семье. Стабилизация половой идентификации взрослых. Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновений жизни. Отноше­ние к правам и обязанностям у взрослых.

Значение ценностных ориентации и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека.

Проблема экологического сознания взрослого.

Особенности национального самосознания взрослых. Стереотипы, новое мышление и личность взрослого.

Взрослый человек как зрелая личность. Взрослый как консерватор. Взрослый как конформист.

Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни.

Разнообразие типов личности взрослого человека.

Раздел VI. ПОЗДНИЙ (ПОЖИЛОЙ И СТАРЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ

Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого воз­раста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье.

Одинокая старость.

Периодизация позднего возраста.

Возрастные закономерности и психологические особенности нор­мального старения.

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Творчество в пожилом возрасте.

Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни.

2. ОБЩЕНИЕ В СТАРОСТИ

Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Молодость духа в пожилом возрасте. Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью.

Феномен ясности мысли в старости.

Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональ­ное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности фи­зической смерти. Психология бессмертия человеческого духа.

4. ЛИЧНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Значение социальной активности в позднем возрасте. Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в

позднем возрасте.

Психическое здоровье в позднем возрасте. Притязание и формы участия в общественной жизни. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода. Особенности половой идентификации в позднем возрасте. Новая

представленность для пожилого человека его прав и обязанностей. Суицидальность в пожилом возрасте. Психологическая готовность к старости. Психологические новообразования пожилого человека. Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте. Социальная необходимость молодых поколений в общении с

людьми пожилого и старческого возраста.

Раздел VII. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Реалии существования человека между рождением и смертью. Реа­лии существования личности в ее представленности среди других и в продуктах ее творчества.

От таинства детства к достоинству и мудрости старости. Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных це­лей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности,


Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

БрунерДж. Психология познания. - М., 1977.

Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.

Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под

ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 1967.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -

М., 1979 и последующие издания.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. -

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы

возрастной психологии. - М., 1978.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и

экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера

и В. В. Холмовской - М., 1978.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред.

В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986.

Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.,

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. Лишенные родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухиной. -

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта. - М., 1981.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - 2-е изд. - М., 1990. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997. Мухина В. С. Таинство детства. - М., 1997. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. - М., 1967. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М., 1977. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анци­феровой. - М., 1961.

Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. - М., 1976. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. - М., 1997.

С чего начинается личность. - М., 1976.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. Фелъдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной дея­тельности подростка. - М., 1982.

Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии -М., 1995.

Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1985.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давы­дова, В. П. Зинченко. - М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.


Введение..................................................................................................4

Раздел I. Феноменология развития............................................................7

Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие..................9

§ 1. Условия психического развития.............................................9

§ 2. Предпосылки развития психики...........................................36

§ 3. Внутренняя позиция и развитие...........................................50

Глава II. Индивидуальное развитие личности.................................54

§ 1. Социальная единица и уникальная личность.....................54

§ 2. Фактор места как условие развития личности...................73

Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия..................81

§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности................................................82

§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности................................................87

§ 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей............ 92

Раздел II. Детство...................................................................................... 96

Глава IV. Младенчество...................................................................... 98

§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития........99

§ 2. Собственно младенчество................................................... 104

Глава V. Ранний возраст................................................................... 118

§ 1. Особенности общения......................................................... 119

§ 2. Умственное развитие........................................................... 125

§ 3. Предпосылки формирования личности............................. 139

§ 4. Предметная и другие виды деятельности.......................... 150

Глава VI. Дошкольный возраст....................................................... 163

§ 1. Особенности общения......................................................... 165

§ 2. Умственное развитие.............................................:............. 175

§ 3. Детская личность.................................................................213

§ 4. Игры и другие виды деятельности.....................................235

Глава VII. Младший школьный возраст........................................ 249

§ 1. Особенности общения......................................................... 251

§ 2. Умственное развитие........................................................... 269

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. С. МУХИНА

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО

4-е издание, стереотипное

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК 88.8я73 М92

Рецензенты:

А. В. Петровский;

доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко;

доктор психологических наук Л. Ф. Обухова

Мухина В. С.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73

ISBN 5-7695-0408-0

©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.