Кроссворд по биологии голосеменные растения. Отдел голосеменные растения. Эфедра – низкорослый кустарничек

Первыми семенными растениями были ныне вымершие семенные папоротники, они дали начало голосеменным растениям. Голосеменные — это древние семенные растения, находящиеся на пути биологического прогресса. Появились они на Земле свыше 350 млн. лет назад, задолго до возникновения покрытосеменных. Ученые считают, что голосеменные произошли от древних разноспоровых семенных папоротников, которые не дожили до наших дней. Отпечатки семенных папоротников находят в глубоких слоях земной коры.

Строение ветки сосны

Ветка сосны

Строение женской шишки сосны

Весной на верхушках молодых побегов можно увидеть маленькие красноватые шишки. Это женские шишки. Женская шишка состоит из оси, или стержень, на котором располагаются чешуи. На чешуях женских шишек ничем не защищённые, как голые (отсюда название — голосеменные ), лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Строение женской шишки сосны

Строение мужской шишки сосны

На тех же ветках, на которых расположены женские, находятся и мужские шишки. Они располагаются не на верхушке молодого побега, а у их основания. Мужские шишки мелкие, овальные, жёлтые и собраны в тесные группы.

Строение мужской шишки сосны

Каждая мужская шишка состоит из оси, на которой также расположены чешуйки. На нижней стороне каждой чешуйке по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца — совокупность пылинок, в которых позже образуются мужские половые клетки — спермии.

Строение зрелой шишки сосны

Оплодотворение у сосны происходит через год после попадания пыльцы на женские шишки. А высыпаются семена ещё через полгода, в конце зимы. К этому времени зрелая женская шишка становится бурого цвета и достигает 4-6 см.

Строение зрелой шишки сосны

Когда чешуи зрелой женской шишки раздвигаются, становится видно, что семена лежат попарно на верхней стороне чешуй, у их основания. Семена лежат, открыто, голо. Каждое семя сосны снабжено прозрачным пленчатым крылышком, обеспечивающее перенесение его ветром.

Процесс опыления и оплодотворения у сосны. (Цикл развития)

Размножение: половое — семенами.

Размножение осуществляется в два этапа: процесс опыления и процесс оплодотворения.

Процесс опыления

  • Пыльца оседает на семязачатки женской шишки.
  • Пыльца проникает внутрь семязачатка через пыльцевход.
  • Чешуи смыкаются и склеиваются смолой.
  • Подготовка к оплодотворению.
  • Пыльца, прорастая, образует спермии и пыльцевую трубку.

Процесс оплодотворения

Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.

  • Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота .
  • Из зиготы развивается зародыш .
  • Из всего семязачатка — семя .

Шишка растёт и постепенно одревесневает, цвет её становится бурым. Следующей зимой шишки раскрываются и семена высыпаются. Они могут долго находиться в состоянии покоя и прорастают только в благоприятных условиях.

Очень своеобразно выглядят проростки сосны, когда они только что появились из семени. Это маленькие растеньица, у которых стебелек короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька - пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей. Их у сосны не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше - от 4 до 7.

Проросток семени сосны

Таким образом , растения, относящиеся к отделу голосеменных, отличаются от всех остальных растений тем, что производят семена. Внутреннее оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление семени — главные биологические преимущества семенных растений, давшие им возможность приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем бессемянные высшие растения.

Слайд 2

Цель урока:

  • Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных
  • Рассмотреть многообразие голосеменных и особенности их распространения
  • Определить роль голосеменных и их значение для человека
  • Слайд 3

    • Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным.
    • Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.
  • Слайд 4

    Особенности организации

    • У голосеменных появляются семена. Это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть зародыш и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития.
    • Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов, многие из которых губительны для спор.
    • Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата.
  • Слайд 5

    • У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами.
    • Игольчатые листья сосны покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.
  • Слайд 6

    Строение голосеменных

    • Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
    • Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
    • Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя.
  • Слайд 7

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    • Мужские шишки
    • Женские шишки
  • Слайд 11

    Жизненные формы голосеменных

    Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья и лианы.

    Слайд 12

    Распространение хвойных растений

    • Известно более 700 видов хвойных растений, они объединяются в 68 родов, 12 семейств, 10 порядков, 4 класса.
    • Наибольшие площади заняты сосновыми борами и еловыми лесами (25% и 17% соответственно).
    • Распространены по всему земному шару.
  • Слайд 13

    Многообразие хвойных растений

    Секвойядендрон гигантский (веллингтония, мамонтово дерево), высота до 100 м и диаметр до 10 м. Живет до 3-4 тыс. лет. Это одно из самых высоких деревьев. Отдельные небольшие рощи секвойядендрона только в Калифорнии (западный склон Сьерра-Невады), заповедные. Разводят как декоративное в парках и садах во многих странах мира.

    Слайд 14

    Эфедра – низкорослый кустарничек

  • Слайд 15

    Наиболее распространены в России

    • Сосна
  • Слайд 16

    Пихта и сосна сибирская

  • Слайд 17

    Лиственница сибирская и даурская

  • Слайд 18

    Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Малоустойчивы к загрязнению воздуха.

    Слайд 19

    Слайд 20

    Применение хвойных

    • Из древесины хвойных изготавливают мебель, бумагу; её используют при строительстве зданий, изготовлении музыкальных инструментов, карандашей. Живица хвойных используется для получения канифоли, скипидара.
    • Отдушки хвойных используются при изготовлении кремов, шампуней, мыла. Лиственница даёт человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу.
  • Слайд 21

    Кипарис – дерево Средиземноморья

  • Слайд 22

    Там же растёт туя

  • Цель: закрепить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений различных отделов; проверить теоретические знания о растениях и практические навыки определения растений.

    ХОД УРОКА

    1. Организация класса.
    2. Актуализация знаний.
    3. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Отделы растений”. Вам необходимо разделиться на 4 команды. На доске вывешивается пирамида.
    4. Закрепление знаний и умений.

    Игра “Брейн-ринг” для 6-х классов “ПИРАМИДА”

    1. Разминка.
    2. Что это такое?
    3. Узнай орган по таблице.
    4. Реши кроссворд.
    5. Систематика.
    6. Собери слово.

    1. Конкурс “Разминка”. Командам задаются вопросы на знание отделов растений, какая из команд будет отвечать быстрее, та будет получать баллы (жетоны).

    1. Для представителей этого отдела характерно наличие цветка и плода. (Покрытосеменные)
    2. Какая группа растений участвует в образовании болот, создании торфа. (Мхи)
    3. С помощью чего передвигаются 1-клеточные водоросли (жгутиков).
    4. Как называются листья папоротника (вайи).
    5. Какими свойствами обладает мох сфагнум (бактерицидными).
    6. С помощью чего прикрепляются многоклеточные водоросли к субстрату (с помощью слоевища).
    7. Растения отдела покрытосеменные делятся на 2 класса. (Однодольные и Двудольные)
    8. Как называются корни у мхов (ризойды).
    9. За счёт чего происходит образование торфа (за счёт переувлажнения почв).
    10. Для представителей этого отдела характерно двойное оплодотворение. (Покрытосеменные)
    11. Их высота от 3 мм до 5-7 см. (Мхи)
    12. Зачем одноклеточным водорослям светочувствительный глазок? (Для того чтобы двигаться к свету)
    13. Какие древние растения называют древние ископаемые. (Папоротники)
    14. Представитель этого отдела Кукушкин лён. (Мхи)
    15. Почему водоросли имеют зелёную окраску? (там содержится красящее вещество зелёного цвета – хлорофилл)
    16. Второе название покрытосеменных растений? (Цветковые)
    17. К какому классу и отделу относится Баранец обыкновенный. (Плауны)
    18. Чем представлен спорофит у моховидных (коробочкой, в которой созревают споры).
    19. Этот отдел делится на 2 класса: Листостебельные и … Что это за отдел растений. (Печеночники, Мхи)
    20. К какому классу и отделу относится Щитовник полевой (папоротники).
    21. К представителям этого отдела растений относится маршанция. (Мхи)
    22. Что такое спорофит? (Орган, в котором созревают споры)
    23. О чем сигнализирует появление кукушкиного льна на влажных почвах? (О заболачивании почв)
    24. Как питаются водоросли? (На свету как растения, в темноте как животные)
    25. Где можно встретить мхи, плауны, хвощи в природе? (Во влажных тенистых местах)
    26. Как называется комнатное растение папоротника? (Нефролепис)

    2. Конкурс “Что это такое?”. За одну минуту один из участников объясняет термин своей команде так, чтобы команда догадалась, о чём идёт речь. Время 1 минута. Термины на разносе каждая из команд вытягивает по одному. Чем быстрее команда будет угадывать термин, тем больше очков она получит. Каждой команде по 3 понятия. За каждое понятие команда получает балл.

    Термины: Жгутики, ризойды, хроматофор, водоросли, кукушкин лён, папоротник, спора, глазок, вайи, покрытосеменные, лиственница, сфагнум.

    3. Конкурс “Узнай орган по таблице”. Один из учеников команды получает список органов, которые ему нужно показать по таблице, команда – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

    4. Конкурс “Реши кроссворд”. Каждая команда в течение 5 минут должна отгадать кроссворд.

    По горизонтали: 4 – покрытосеменное, 5 – водоросли, 8 – хлорелла, 10 – хроматофор, 11 – однолетнее, 12 – спорангии, 13 – плод, 14 – папоротник, 15 – плаун, 17 – сперматозоид, 18 –яйцеклетка.

    Кроссворд по теме: “Отделы растений”

    По горизонтали:

    4. Растение, имеющее цветок.

    5. Группа низших, обычно водных, растений.

    8. Одноклеточная водоросль.

    10. Крупная пластида у водорослей.

    11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от семени до образования семян) в течение одного сезона.

    12. Органы, в которых образуются споры.

    13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена.

    14. Высшее споровое растение.

    15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем.

    17. Подвижная мужская половая клетка (гамета).

    18. Женская половая клетка (гамета).

    По вертикали:

    1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков.

    2. Орган размножения и расселения у высших семенных растений.

    3. Высшее споровое растение, не имеющее корней.

    6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов.

    7. Одноклеточная зеленая водоросль.

    9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли. 10. Высшее споровое растение.

    12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий.

    16. Листья папоротников.

    5. Конкурс “Систематика”.

    Каждая команда должна определить к какому отделу относится название данного растения.

    1. Хвощ полевой. (Хвощи)
    2. Кукушкин лен. (Мхи)
    3. Нефролепис. (Папоротник)
    4. Хламидомонада. (Водоросли)
    5. Кедр. (Голосеменные)
    6. Баранец обыкновенный. (Плауны)
    7. Лиственница. (Голосеменные)
    8. Уснея. (Мхи)
    9. Хлорелла. (Водоросли)
    10. Сфагнум. (Мох)
    11. Гинкго. (Голосеменные)
    12. Можжевельник. (Голосеменные)
    13. Спирогира. (Водоросли)
    14. Эфедра. (Голосеменное)
    15. Маршанция. (Мхи)
    16. Орляк. (Папоротники)
    17. Пихта. (Голосеменные)
    18. Олений мох. (Мхи)

    6. Конкурс “Собери слово”. Из предложенных букв сложить слово и объяснить его смыл.

    7. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.

    Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

    Этап обучения по данной теме: основной

    Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

    В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

    В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

    Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

    • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
    • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
    • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
    • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
    • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

    Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

    Планируемый результат:

    • Учащиеся должны знать:
    • Особенности строения голосеменных
    • Строение хвои и шишек голосеменных растений
    • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
    • Учащиеся должны уметь:
    • Различать виды хвойных растений
    • Называть характерные признаки голосеменных растений.

    Организационный момент.

    I. Проверка знаний по пройденным темам

    Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

    1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
    2. Тело многоклеточных низших растений
    3. Зеленый пигмент растений
    4. Иное название грибокорня
    5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
    6. Половые клетки мхов
    7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
    8. Группа мхов
    9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
    10. Самые глубоководные водоросли
    11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
    12. Из них состоят все живые организмы

    II. Основная часть

    Это и есть тема нашего урока (запись темы)

    Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

    Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

    1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

    3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

    5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

    Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

    … Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

    Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

    1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

    Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

    Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

    Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

    2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

    • Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
    • Чем они размножаются?
    • Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
    • Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

    Первичное закрепление знаний.

    • Что вы узнали о голосеменных?Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

    Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

    А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

    Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

    Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

    Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

    Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст
    сосна Светолюбивое

    В сухих лесах

    Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

    Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

    Высокие, стройные, без нижних веток

    На открытой местности раскидистые

    350, 400 лет
    ель
    лиственница
    можжевельник

    Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

    III. Закрепление.

    Вопросы к классу.

    1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
    2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?
    3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
    4. Какие растения относятся к голосеменным?
    5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

    Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

    Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

    Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

    Заключительное слово:

    Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

    Говорим при всем народе:
    Чтоб продлить природы век,
    Должен помогать природе
    Друг природы – человек.
    Чтобы мирно мчались годы,
    Расцветал за веком век,
    Другом быть для всей природы
    Должен каждый человек!

    IV. Подведение итогов.

    Кроссворд "Названия хвойных растений" Вписать названия хвойных растений. 1. Дерево с вечнозеленой хвоей. 2. Дерево с твердой древесиной. 3. Дерево семейства сосновых, распространенное в Сибири. 4. Распространенное хвойное дерево. 5. Крупное дерево семейства сосновых, распространенное в тайге. 6. Дерево с густой пирамидальной кроной. 7. Исполин растительного мира, сохранился только в Калифорнии. Высота некоторых деревьев достигает 150 м 8. Дерево семейства араукариевых. 9. Род древесных растений семейства кипарисовых. 10. Кустарник семейства кипарисовых. 34.

    Слайд 34 из презентации «Голосеменные»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Голосеменные.ppt» можно в zip-архиве размером 3269 КБ.

    Скачать презентацию

    Каждый из способов требует достаточное количество времени. 3. По окончании работы ребята приглашаются к дискуссии. Почему людям нравится решать кроссворды? EXCEL. Создание кроссворда в MS Word. Создание кроссворда в MS Excel. Наиболее сложным в освоении является способ создания кроссворда в Microsoft Excel.

    «Семейства растений» - В цветке пестиков много или один. Белена черная. Цветки на верхушке собраны кучно. Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории плодово-ягодных культур. Плод стручок или стручочек. В цветке много тычинок. 7 станция Загадка. Плод ягода или коробочка. Урок-соревнование в 6 классе по теме «Классификация растений».

    «Лиственные и хвойные деревья» - Хвойные деревья. Лиственные. Ствол. Лиственные деревья. Какие бывают деревья. Хвоя. Ветви. Хвойные. Какой вид деревьев изображён? Листья. Что общего у лиственных и хвойных деревьев?

    «Вписанная окружность» - Теорема: В любой треугольник можно вписать окружность. 2) Не во всякий четырехугольник можно вписать окружность. Вписанная окружность. В треугольник можно вписать только одну окружность! Замечания: Задача № 1. В любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны. Задача № 2. Доказательство.