Усадьба васильчиковой оболенского фон мекк. Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Камин в Приемной

Бурные 90-е прошлого века породили новый архетип гуманитария. Он интересовался не только ранее запрещенными авторами, но и жаждал вскрывать всё новые и новые пласты наследия мыслителей всех времен и народов. Имена рождались и, даже не успев загореться на писательском небосклоне, исчезали в небытие. Писали все и вся, о чем нужно и о чем не можно. Так было принято.

Как грибы после дождя по всей Москве появлялись небольшие книжные магазинчики гуманитарной направленности. Часть их репертуара вполне можно было купить на книжных развалах в переходах. Другие книги, более узкие, прятались по подвалам. Магазины занимали порой самые неожиданные места: закуток под лестницей, досчатый сарайчик, пристроенный к стене древних построек района Китай-города , холлы библиотек и конференц-залов. Так возникли Сытинская книжная лавка, «Вильям Шекспир», «Графоман» и «Летний сад». В 90-х годах XX века последний располагался в особняке по адресу: Большая Никитская, дом 46/17, где занимал часть левого флигеля.

Москва. Большая Никитская 46. Усадьба Бибиковых. Восточный флигель усадьбы. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Несколько помещений, отведенных под магазин, были соединены коридором. В здании старой постройки с проваливающимися полами, в которых дыры были закрыты деревянными щитами и просто слоями картона, стояли столы и стулья, заваленные книгами и журналами. В некоторых местах на пол было страшно ступить без опасения провалиться в подпол. Но жажда знаний превалировала. Букинистический — не букинистический, книжный или нотный — не разобрать. Чего там только не было: полудранки без обложек, но с форзацами, испещренными дарственными надписями, брошюры самой разной направленности, как будто спешно покинувшие архивные полки, много музыки, преимущественно на виниле, от полного собрания сочинений Иоганна Себастьяна Баха до редких в советское время записей Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, и, конечно, свежие малотиражные издания современных, порой подпольных, гуманитарных издательств. Все это лежало с разной степенью порядка и систематизированности.

В «Летний сад» меня заманил одногруппник, который просто-таки горел Фолкнером и всеми возможными способами собирал собрание его сочинений. Мы рылись в залежах, как книжные черви. Ассортимент был чрезвычайно разнообразен и регулярно обновлялся, поэтому и бывали мы там довольно часто, — вспоминает один из постоянных посетителей книжного.

Надо сказать, в старые времена всю Большую Никитскую улицу называли «улицей аристократов». Здесь что ни здание, то история. Ни дать ни взять музей под открытым небом. Дом 46 — не исключение. На самом деле он представляет собой комплекс зданий, в разные годы объединенных переходами и галереями, а также двух хозяйственных корпусов. Перед домом маленький садик — курденер (фр. cour d’honneur ) с дубом, посаженным, как говорят, самим Державиным.

Большая Никитская. Фото: Архив ЦИГИ

Почему-то так сложилось, что подавляющее число раз мы бывали в доме 46 по Большой Никитской зимой или в межсезонье. Снег в те годы в Москве чистили плохо, а дворы, тем более внутри исторической застройки, не чистили совсем. Мы выносили из «Летнего сада» сумки с книгами и перед рывком в направлении метро останавливались подышать свежим воздухом. Бывало, сумки с книгами рвались и все «награбленное» оказывалось в снегу. Почему-то запомнились пара старых, с порванной обивкой стульев, торчащих из снежных куч, и желто-красные разводы на нечищеных сугробах, в которые из драных сумок и вываливалась наша добыча. С трудом волоча ношу, меся прохудившимися сапогами нечищенный снег в направлении Баррикадной, мы иной раз уносили с собой что-то не очень нужное, но на фоне гуманитарного голода советских времен и скудного ассортимента уличных развалов в доме 46 был просто-таки рай, и не было силы, которая могла бы нас удержать от жажды книжного приобретательства.

Первым владельцем и основателем усадьбы был подполковник Петр Иванович Бибиков. Именно Домом Бибиковых называют комплекс зданий и по сей день. В соответствии с правилами Петр Иванович подал челобитную в каменный приказ на имя императрицы Екатерины II. Разрешение на постройку на месте своего старого дома каменных палат в три этажа было получено. Интересно, что челобитная сопровождалась планом участка, где был изображен не только сам главный дом, но и флигель, расположенный к Большой Никитской улице торцом. Разрешение было получено, дом в 1782 году заложен. По окончании строительства усадьба включила в свой состав двухэтажное жилое здание с каменным первым и деревянным вторым этажом, расположенное на западной границе владения.

Интересно, но, казалось бы, одностилевые флигели, составляющие с главным зданием одно целое, были сооружены в разное время. Одновременно с постройкой основного корпуса в 1780-х годах был построен восточный флигель, западный — позже, но по оценке историков, не позднее 1804 года.

Однако уже в 1800 году сын первого владельца усадьбы, Петр Петрович Бибиков, получив ее по наследству, продает все здание князю Б.М. Черкасскому, которым тот владел до 1859 года. Но не все было так гладко в судьбе усадьбы. В 1812 году случился пожар, чему поспособствовал деревянный второй этаж, и при восстановлении и второй этаж, и мезонин были выложены из кирпича. Тогда же были обработаны фасады флигелей, выходящие на красную линию Большой Никитской.

Спустя пару десятилетий, в 1834 году, были построены двухэтажные полукруглые галереи с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Их нарядные фасады завершили ансамбль двора, соединив главный дом усадьбы с флигелями, сформировав границы парадного двора владения, ограничив его в площади, и поставив точку в облике всего комплекса. Нижний этаж галерей украсили аркады, верхний же сохранил классический облик с трехсекционными венецианскими (еще называемыми «палладианскими») окнами над проездом на задний двор, ставшими одной из визитных карточек дома в целом. Задний двор примыкал к Малой Никитской улице (собственно, поэтому дом пронумерован через дробь 46/17). Туда же в те годы выходили каретные сараи и конюшни.

Усадьба Бибиковых. Задний фасад главного дома. Фото: Архив ЦИГИ

В 1845–1855 годах дом снимала семья князей Васильчиковых. И как раз в это десятилетие стены дома повидали немало известных и даже великих людей. Один из детей Васильчиковых в свое время был воспитанником Николая Васильевича Гоголя, а членам знатного семейства посчастливилось стать первыми слушателями ранних произведений классика. В более поздние годы, проживая в Москве по соседству, Гоголь бывал на литературных вечерах в салоне Васильчиковых. Нередко в спорах западники схлестывались со славянофилами, а участником этих битв бывал и сам Николай Васильевич. В это же десятилетие в гостях у Васильчиковых бывали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, В.А. Соллогуб.

Борис, Одьга и Евгения Васильчиковы, дети А. И. Васильчикова и Е. И. Сенявиной. Фото: culture.pskov.ru

«У Васильчиковых по средам большие вечера», — писал Алексей Феофилактович Писемский. На эти вечера приходили Гоголь, Щепкин, Грановский, Тютчев, Айвазовский... Несмотря на зачастую кардинально отличающиеся взгляды, посетителей салона объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу. В те времена важным и даже обязательным условием была творческая сопричастность хозяина салона к пропагандировавшемуся и развивавшемуся в его стенах виду или видам искусства.

Известен интересный исторический факт: несмотря на просвещенность рода Васильчиковых, именно один из его представителей, князь Илларион Васильевич, убедил Николая I стрелять по восставшим 25 декабря 1825 года картечью:

_«- Вы хотите, чтобы я пролил кровь своих подданных в первый же день царствования? — спросил обескураженный царь.
- Да, чтобы спасти вашу империю, — ответил князь».

Тем не менее саму усадьбу иногда называют не по имени построившего ее офицера Бибикова, а по наиболее прославившей ее семьи — хозяев творческого салона Васильчиковых.

Следующее десятилетие стало для дома годами серьезной перестройки. В 1860–70-х годах было существенно перестроено арочное окно мезонина и сооружен массивный чугунный балкон с симпатичным кружевным узором ограждения, который своей изящной чернотой особенно выразителен на бело-желтой плоскости фасада здания. Балкон фактически стал лицом и еще одной визитной карточкой усадьбы. В то же время строгий декор классического образца главного фасада на уровне второго парадного этажа по центру был украшен плоскими каннелированными пилястрами ионического ордера.

Тем не менее в результате реконструкции внутренние планировка и архитектура остались практически без изменений: парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами, выступающий в центре садового фасада сохранились в том виде, в каком были созданы в первой четверти XIX века.

За годы своего существования усадьба сменила не одного хозяина. С 1881 года комплекс зданий стал собственностью банкира и промышленника Л. Полякова, который не нашел ничего лучше, как использовать его в качестве доходного дома.

А с 1903 года главное здание занимала женская гимназия Кириены К. Алелековой, после революции преобразованная в школу № 48, которая просуществовала здесь аж до 1976 года. Интересно, что в 1920-х годах директором школы был некая Надежда Афанасьевна Земская, больше известная благодаря своему брату — писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Летом 1924 года Земская приютила в стенах школы брата и его вторую супругу, которая позже в своих воспоминаниях написала: «Сестра М. А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился „терем-теремок“. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского».

Сохранились записки Михаила Булгакова, имеющие отношение к этому дому: «Буду крестить. Приду к 12-ти» — это по поводу крещения племянницы Леночки. «Собираемся танцевать у Нади» — это про Надежду Афанасьевну и те же времена — медовые месяцы с супругой Любовью Белозерской, любившей шумные компании, танцы, веселье. У Нади не только танцевали — играли в карты и винт.

С конца XIX века и до наших дней облик здания остается практически неизменным. Даже за годы советской власти комплекс зданий по адресу улица Большая Никитская, дом 46, практически не претерпел никаких изменений. Вот только глухая кирпичная ограда, отделявшая парадный двор от улицы, снесена в 1950-х годах. Ее заменил низкий сплошной забор с полупрозрачным решетчатым верхом.

В 2002 году в ходе реконструкции оригинальные галереи были снесены, а на их месте воссозданы новодельные копии.

Усадьба Бибиковых. Фото: Памятники архитектуры Москвы том 3, Земляной город, М. Искусство 1989 год

Только много лет спустя, когда я узнал, что в доме 46 обитал и по сей день обитает Московский союз музыкантов, становится понятным происхождение нот и винила, — вспоминает мой собеседник. — Очевидно, в тяжелые годы МСМ распродавал ставшие обузой архивы. Хочется надеяться, что отчасти и наш скромный финансовый вклад позволил Союзу выжить.

Сейчас здание усадьбы находится в ужасном состоянии. Если не знать, что в нем числятся несколько организаций-обитателей, можно было бы с легкостью предположить, что усадьба заброшена. Разве что старый дуб — свидетель истории — вполне себе процветает, скрывая под тенью своей кроны рассыпающиеся стены и выпадающие оконные рамы. Что с усадьбой будет в дальнейшем, не хочется даже думать. Понятно, что бизнес и рачительное хозяйствование в городских условиях превыше всего, но грустно становится от того, что такое здание с уникальной архитектурой и не менее замечательной историей фактически заброшено. А между прочим, дом Бибиковых (Васильчиковых) носит статус объекта культурного наследия федерального значения.

1 февраля после реставрационных работ открывается усадебный дом Усадьбы «Лопасня-Зачатьевское»

Дорогие друзья! Теперь у вас появилась возможность совершить виртуальную экскурсию по музею, используя свое мобильное устройство.

Приятного вам досуга!

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» - памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – XIX веков федерального значения. Экспозиция музея посвящена истории семейных и дружеских связей владельцев усадьбы Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Хотя музей еще очень молод, он уже располагает интересной экспозицией, посвященной хозяевам и гостям усадьбы, их быту, досугу, их вкладу в историю и культуру России.

Музей расположен в одном из прекрасных уголков Подмосковья, в черте города Чехова, на территории старинного усадебного парка, раскинувшегося вдоль правого берега р. Лопасни. Эта земля тесно связана с именами потомков А.С. Пушкина, которые были здесь частыми и желанными гостями на протяжении многих десятилетий. Сохранился усадебный дом середины XVIII века в силе барокко, с ампирным крыльцом 1827 года. К дому примыкает живописный ландшафтный парк со следами регулярной планировки, с 7 каскадными прудами. Окна усадьбы открываются прямо в парк, и листва вековых деревьев приносит в залы прохладу и свежесть. Интерьеры дома, благодаря тщательно выполненным реставрационным работам, восстановлены такими, какими они были во второй половине XIX века, когда здесь жили потомки А.С. Пушкина. Безсомнения, ансамбль усадьбы – одно из красивейших мест Московской области.

В исторический усадебный комплекс входит также церковь Зачатия праведной Анны конца XVII – первой половины XIX веков с расположенным на её территории некрополем потомков А.С. Пушкина. Здесь покоятся старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, его супруга Софья Александровна (урожденная Ланская), их сыновья Сергей, Григорий, внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова. В некрополе также находятся родовые могилы владельцев усадьбы Васильчиковых, которые были связаны родственными узами с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми.

В усадьбе часто бывала старшая дочь поэта М.А. Гартунг; в музее бережно восстановлена её комната, так же, как и кабинет её брата Александра Александровича Пушкина.

В 1917 году в усадьбе наследниками А.С. Пушкина был обнаружен ящик с бумагами поэта – деловая переписка и рукопись незавершенной «Истории Петра». В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Н.Н. Пушкиной-Ланской сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо». Одно из многих родовых гнезд, Лопасня-Зачатьевское, благодаря переплетавшимся под её кровом судьбам нескольких поколений родовитого дворянства, является общезначимым явлением для нашей культуры.

Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» входит в Сообщество Пушкинских музеев России и ближнего зарубежья. Он является филиалом Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова "Мелихово" (14 километров по шоссе в направлении Нерастанного).

При музее работает Детский музейный центр историко-краеведческого направления; на антресольном и мансардном этажах формируется образовательный центр с библиотекой и выставочными залами. В музее организуются тематические выставки, балы и творческие вечера, ежегодно отмечаются знаменательные даты: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина, 6 июня – Пушкинский праздник, 8 сентября – Натальин день, последняя суббота сентября – день памяти партизана князя Н.Д. Кудашева, 19 октября – день Царскосельского лицея. Работники музея – увлеченные профессионалы, стремящиеся создать на базе музея не просто настоящий культурный центр, но и воссоздать как бы второй дом для ныне здравствующих потомков А.С. Пушкина, большинство из которых связано корнями с этим «Пушкинским гнездом».

Проезд электропоездами Курского направления до ст. «Чехов», далее городским автобусом до остановки «Сквер имени Чехова»; от ст. метро «Лесопарковая» автобусом № 365 до ост. «Сквер имени Чехова»; автотранспортом от МКАД по федеральной трассе «Крым» до отметки «65-й километр», поворот на Чехов.

Среди множества разрушенных революцией прекрасных дворянских усадеб усадьба князей Васильчиковых в Трубетчино выделяется особо... Ныне она не очень известна, а между тем каких-нибудь сто с лишним лет назад она славилась на всю Россию как пример редкого образцового хозяйства в дворянской усадьбе
Здесь нет особых красот, но места эти весьма примечательны и богаты историей: среди зарослей, деревьев и современной застройки открываются вдруг неожиданно постройки ушедшей эпохи

Школа в Трубетчино, одно из редких хорошо сохранившихся зданий
А кряжистый двойной дуб, должно быть, ещё помнит князей Васильчиковых

Усадьба в Трубетчино относилась к редкому типу "деловой" усадьбы, в которой применялись самые передовые на те времена технологии сельскохозяйственного производства. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню. До наших дней дошло всего лишь около десяти

Старинное село Трубетчино, "Спасское тож", Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровского района Липецкой области) возникло во второй половине XVIII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого , соратника Петра I и последнего в русской истории боярина. Фамилия владельца закрепилась в названии села. Спасским его называли по деревянному храму во имя Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминаемому в документах 1710 года

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построена на средства князя И.В. Васильчикова в 1831~1838 годах
Восстановлена совсем недавно

В советские годы храм был сильно разрушен: снесена до первого яруса колокольня, разобрана трапезная
(фото А. Найдёнова)

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" (1911) читаем:

Трубетчино . Церковь каменная, теплая, построена въ 1838 году на средства князя Васильчикова. Престолъ одинъ − Спаса Нерукотвореннаго образа (16 августа).
Дворовъ 230, д. м. п. 945, ж. п. 995, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ земли 13 саж. на душу въ полѣ.
Въ приходѣ деревня Новоселье, 64 дв., д. м. п. 290, ж. п. 275, отъ церкви въ 5 вер. Крупная экономія графини Толстой. Прудъ и лѣсъ.
Школы: в селѣ земская, а въ деревнѣ церковно-приходская, законоучителю в земской школѣ 60 руб. въ годъ. Есть ссудо-сберегательная касса при почтовомъ отдѣленіи. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1781 года.
Штатъ: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. У причта земли 35 дес. полевой и 2 дес. усадебной, полевая земля въ одномъ мѣстѣ отъ церкви въ 4 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 600 руб. Причтовый капиталъ 226 руб. Дома у причта церковные.
Приходъ отъ ст. "Лебедянь" въ 35 вер., почтовое отдѣленіе, больница, базаръ и волость въ самомъ селѣ, благочиннаго въ 25 вер. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ для корреспонденціи: Трубетчино, Тамб. губ. Земский начальникъ 3 участка, приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.

На карте Менде Тамбовской губернии (1862)

План усадьбы Трубетчино (1891) из сборника "Усадьбы Липецкого края"

После И.Ю. Трубецкого имение перешло во владение к его зятю, князю Василию Лукичу Долгорукову I. В середине XVIII века Спасским владели князья Гагарины, во второй половине века – графиня Анна Алексеевна Матюшкина, урождённая княжна Гагарина. В 1804 году Трубетчино наследовали её внуки, дети дочери Софьи – малолетние графы Виельгорские. В 1816 году усадьбой владел обер-егермейстер Василий Александрович Пашков. Васильчиковым же имение перешло после женитьбы в 1817 году Иллариона Васильевича Васильчикова на дочери прежнего владельца Татьяне Васильевне Пашковой, которая до 1861 года была его официальной владелицей, уступив супругу право самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в имении

Именно Илларион Васильевич Васильчиков положил начало и превращению типичной провинциальной усадьбы, приносившей доход своим владельцам лишь за счет крестьянского труда крепостных, в высокодоходное имение, основанное на применении современных технологий и методов хозяйствования

В 1861 году Трубетчино по раздельному акту с братьями перешло князю Виктору Илларионовичу Васильчикову, который с 1861 года проживал в Трубетчино, посвятив остаток своей жизни занятию вместе с братом князем Александром Ивановичем Васильчиковым хозяйством в любимой ими усадьбе

С 1881 года имение наследовала дочь князя А.И. Васильчикова Ольга Александровна с мужем графом Михаилом Павловичем Толстым... Подолгу проживая в Трубетчино, супруги Толстые смогли не только сохранить, но и улучшить устроенное прежними владельцами образцовое усадебное хозяйство. Вот как описывает Трубетчино «Настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В.П. Семёнова: «Трубетчинское имение (в количестве 6000 дес.) … имеет свеклосахарный завод, выделывающий до 60 тыс. пудов сахарного песку, и механическую мастерскую, приготовляющую сельскохозяйственные орудия. Кроме устроенного на самых рациональных началах интенсивного хозяйства, в Трубетчино разведён скот симментальской породы и введено искусственное разведение леса»

Ещё одно старинное здание, по типу школы, только оштукатуренное
Раньше здесь была центральная районная больница, теперь поликлиника
Все основные достопримечательности располагаются в основном в центре села, вдоль улицы Почтовая

Большинство построек Трубетчинской усадьбы относится к 1855 - 1883 годам – периоду формирования усадебного комплекса и активной хозяйственной деятельности её владельцев в этот период – князей Виктора и Александра Илларионовича Васильчиковых. В это время ими были построены комплекс жилых и хозяйственных зданий у центрального подъезда к главному усадебному дому, конюшня, конный и скотный дворы, амбары и пр. При М.П. и О.А. Толстых усадебный комплекс получил своё окончательное завершение. Были построены больница и школа, новые корпуса сахарного завода, телятник, мельница и множество других, более мелких строений. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню

Ворота конного двора

Ворота стоят прямо напротив поликлиники, через дорогу. Площадь конного двора находилась внутри замкнутых по квадратному периметру стен конюшни. Стены из силикатного кирпича надстроены, очевидно, позже, в советские годы...
Согласно документам 1839 года в Трубетчино действовал конезавод князя И.В. Васильчикова, основанный ещё в 1814 году

Теперь внутри всё заросло деревьями и кустами... Судя по огромному количеству пустых бутылок, здесь находится прибежище местных алкашей. И это на центральной улице

Чугунная "голова лошади" на фронтоне "троечной" конюшни
(фото А. Клокова, 1988)
Говорят, теперь "голова" хранится в Липецком краеведческом музее... А сами эти ворота я так и не отыскал

Лишь петушок да курочки чувствуют здесь себя вольготно: бродят среди развалин

В трубетчинском парке:

Грачи прилетели

Саврасовские мотивы

Советская эстрада в старинном усадебном парке также теперь в руинах
Парк заброшен и сильно замусорен

Кроме многочисленных жилых и хозяйственных построек в комплекс усадьбы Трубетчино входили сад, занимающий несколько гектаров к юго-западу от собственно усадьбы, и парк площадью 15 га, насчитывающий в наши дни до 25 древесно-кустарниковых пород. Кроме старовозрастных деревьев белого тополя, липы, ясеня, вяза и клёна в нем встречаются экзотические для этой местности деревья европейской и сибирской лиственницы, клёна Шведлера. В парке были устроены два небольших пруда, ныне пересохших

Среди зарослей угадывается старинное хозяйственное здание
Вокруг него всё заставлено и завалено каким-то хламом, огорожено нелепыми заборчиками

За огородами видны ещё два старинных здания с круглыми слуховыми окнами на фронтонах
А справа вдалеке возвышается труба

О, это знаменитая труба! Она не современная. Это труба старинного сахарного завода. Главная высотная доминанта села видна отовсюду... В верхней части выложен необычный орнамент

В 1839 году им (князем И.В. Васильчиковым) был устроен в Трубетчино огневой сахарный завод, значительно увеличивший доходность поместья. В 1858 году завод был перестроен в паровой в соответствии с новейшими достижениями в этой области. Так, небольшое вначале промышленное предприятия для обработки сельскохозяйственной продукции стало со временем главной хозяйственной отраслью Трубетчинского имения, навсегда определив специализацию и специфику усадебного хозяйства князей Васильчиковых
Свеклосахарное производство было центральной отраслью экономии. Обеспечивая на две трети потребности завода в свекле за счёт собственных плантаций, имение до 34% сырья закупала у поставщиков, в основном крестьян соседних селений. Постоянно наращивая обороты в производстве сахара, Васильчиков превратил завод в крупное промышленное предприятие, располагавшее просторными помещениями в кирпичных одно- и трёхэтажных зданиях и современным оборудованием. В 1876 году на нём действовали 4 гидравлических пресса, вырабатывавших в год 33000 пудов сахара на сумму 132000 руб. Заводское оборудование обслуживали механик, он же директор завода, 31 мастеровых и до 350 вольнонаёмных чернорабочих. Весь сахар сбывался в Москве. Свеклосахарное производство приносило владельцам имения чистой прибыли до 50-70 тыс. руб. в год

Труба выложена не из обычного красного, а из термостойкого желтоватого кирпича
Вот уже почти 180 лет стоит в целости и сохранности! И лишь вверху дала трещину. Умели раньше добротно строить

Кирпич не простой: он гораздо больше обычного и внутри имеет полости

Левый флигель усадебного дома

Каков же был сам усадебный дом?

Главный усадебный дом в Трубетчино (а точнее сказать дворец) выстроен по проекту знаменитого архитектора-"самородка" Петра Самойловича Бойцова , автора многих известных построек, в том числе и главного усадебного дома князей Вяземских в Лотарёво , следы которого я отыскивал в декабре прошлого года

12-14 января 1918 года усадьба подверглась разорению со стороны жителей окрестных селений. Был разграблен и сожжён главный усадебный дом, расхищен живой и мертвый инвентарь из многочисленных хозяйственных построек, разрушены хутора экономии, растащено зерно

Лишь весной 1918 года новая власть спохватилась и передала Трубетчинское имение в ведение Главсахара, который установил охрану усадебного имущества и восстановил производство на сахарном заводе. Пытались спасти из усадьбы хоть что-то для будущих поколений и сотрудники Липецкого музея. Неизвестно, чем закончились эти попытки, но беломраморные статуи, хранящиеся сегодня в фондах Липецкого областного краеведческого музея, скорее всего именно из Трубетчино

После того, как был закрыт сахарный завод и оборудование передано Боринскому сахарному заводу, усадьба лишилась своего последнего хозяина, имевшего потребность и возможность хоть как-то поддерживать в ней порядок. Теперь лишь время и местные жители (причем как первое, так и вторые абсолютно неумолимые) стали полновластными хозяевами Трубетчинской усадьбы

Сейчас лишь некоторые сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки с возвышающейся над всей окрестностью заводской трубой напоминают нам о крупном усадебном комплексе и процветающем хозяйстве

Сельская картинка

Солнце сквозь облака

Общежитие для рабочих и служащих имения (ныне жилой дом)
За ним слева виднеется пруд

В преддверии назревавшей крестьянской реформы и ещё до раздела имущества Александр и Виктор Илларионовичи стали готовить свои имения, в том числе и Трубетчино, к хозяйствованию на основе вольнонаёмного труда. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в Трубетчино были выстроены жилые дома для наёмных рабочих, обширный рабочий двор с конюшнями для рабочих лошадей, мастерскими и кладовыми. Первым делом В.И. Васильчиков обратил внимание на свеклосахарный завод, который оставался главным источником дохода экономии. Необходимо было улучшать культуру выращиваемой имением свекловицы. Виктор Илларионович принялся за возделывание свекловицы, сформулировав лозунг «возрождавшегося» Трубетчинского хозяйства как «улучшенная обработка почвы и удобрение полей»

Ещё один старинный домик

С помощью мастера, привезённого из Германии, и с учётом особенностей местной почвы, Виктор Илларионович сконструировал собственный плуг и почвоуглубитель. Эта конструкция плуга, вошедшего в историю под названием «васильчиковского» и показанного впервые на Петербургской мануфактурной выставке 1870 года, вполне удовлетворяла запросам не только её создателя, но и многих земледельцев окрестных губерний на протяжении десятков лет. Кроме плугов в Трубетчинском хозяйстве использовались различные виды борон, культиваторы, паровые молотилки, сортировки, катки, сеялки (большинство из которых рядовые), жнейки, сенокосилки и др.

А это уже советская постройка, о чём указывает дата на фронтоне
Вероятно, это были ремонтные мастерские с гаражными боксами по бокам

"Добротность" советской постройки уже не такая
Видно, что лепили "тяп-ляп"

Старинное здание возле трубы

И ещё несколько снимков из серии "современные реалии"
Контрасты:

Сгоревший дом

А прямо напротив, через дорогу, современный "дворец", незамысловатой типовой архитектуры, явно какого-нибудь чинуши или депутатишки. Чего же не хватает в нём?.. Правильно, глухого трёхметрового забора, которым он вскоре и будет обнесён

На берегу пруда

Медведка на воде

Барский пруд большой, красивый, создан ещё в те времена, на речке Мартынчик
Но количество мусора зашкаливает. Видимо, такая национальная русская черта, как свинство, неискоренима

Вид от остановки

(1820-1878)

Русский генерал, участник Крымской войны (1853-1856). 16 июля 1867 года он подал прошение об отказе от службы и решил посвятить себя сельскому хозяйству в своём имении Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Достиг больших успехов в сельском хозяйстве и приобрел репутацию знатока этого дела, к которому за советом обращались как частные лица, так и государственные чиновники. В отставке много занимался литературной деятельностью, печатал статьи и брошюры по сельскохозяйственным вопросам, среди них стоит особо отметить: «Несколько слов о вольнонаёмном труде» (Москва, 1869); «Не угодно ли Вам?» (Москва, 1870)

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881)

Русский писатель и общественный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, действительный статский советник. В начале 1840 года он принял приглашение ехать на Кавказ к барону Гану, который должен был вводить там новое административное устройство. Участник народного ополчения в годы Крымской войны (1853-1856). Был свидетелем ссоры Лермонтова и Мартынова в доме Верзилиных... Секундант на последней дуэли М.Ю. Лермонтова

Дети А.И. Васильчикова и Е.И. Сенявиной: Борис, Ольга и Евгения

Если верить подписи, то в центре княжна Ольга Александровна Васильчикова (в замужестве Толстая), будущая последняя владелица усадьбы Трубетчино

Михаил Павлович Толстой (1845-1913)

Граф, генерал-майор, герой русско-турецкой войны (1877-1878), почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки, ранен. В 1910-1912 году по заказу М.П. Толстого был построен в Санкт-Петербурге огромный доходный дом, ставший впоследствии знаменитым, получив неофициальное, но широко известное название Толстовский дом (архитектор Ф.И. Лидваль)

*В посте использовались следующие источники (цитаты из них выделены курсивом):
1)
Андрея Найдёнова из книги "Земля Липецкая" (2003)
2)
Пост Вадима Разумова в Живом Журнале
3) Материалы Википедии (Свободной энциклопедии)

Программа

Тайная жизнь именитых обитателей Пречистенского, а ныне Гоголевского бульвара и посещение роскошного особняка Васильчиковых, род которых ведется от выходца Священной Римской Империи легендарного Индриса . В родстве с этим московским родом состояли Толстые, Голицыны, Разумовские.

Небольшой особняк Васильчиковых возведен в «послепожарной» Москве, в самом начале XIX века . Сын хозяев Николай Александрович Васильчиков был членом тайного общества и тут собирались его друзья декабристы. Потом тут жил внук генералиссимуса Суворова, а правнучка Суворова со своим мужем князем С.А. Оболенским перестроила скромный особняк Васильчикова в весьма представительный особняк. Дальше особняк перешел к богатейшему купцу А.В. Алексееву, дяде великого основателя МХАТа Станиславского. После них здесь жила семья Надежды Филаретовны фон Мекк. Особняк еще со времен купцов Алексеевых связан с именем знаменитого композитора П.И. Чайковского. С 1889 года тут жила его любимая племянницы. А в начале 20 века в особняке жила Любовь Ивановна Зимина.

С 1956 года особняк с богатейшей биографией становится Центральным шахматным клубом СССР (ныне – Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника)

Множество романтичных и удивительных историй хранят в себе великолепные залы удивительного дворца, который сегодня обрел новую жизнь, и в котором вы сегодня побываете.

Усадьба Васильчиковых – Оболенского - фон Мекк стала лауреатом конкурса «Московская реставрация 2016», и вы сможете полюбоваться плодами колоссальной работы. В результате скрупулезной реставрации был восстановлен дореволюционный интерьер дворца во всей его богатстве, роскоши и великолепии , которым можно любоваться часами!

Вы подниметесь по роскошной парадной лестнице с изящными фигурами кариатид, посетите аванзал с большим настенным панно в виде павлина и великолепной люстрой с ниспадающими каскадами хрусталя, пройдете в роскошный двусветный Большой Парадный зал, в котором проходили пышные балы, на которые собирался весь цвет Москвы. Вы побываете в невероятной, сказочной Мавританской комнате, это одно из первых в Москве помещений, решенное в модном с середины 19 века восточном стиле, несколько гостиных и столовой.

Главное украшение царственного особняка – великолепные, завораживающие потолки, с полностью воссозданной лепниной в первоначальном цветовом решении! Богатство и изящество потолочной лепнины поражает и завораживает своими мотивами и невероятно искусным художественным исполнением.

Наше знакомство с царственным особняком Васильчиковых предварит прогулка по бывшему Пречистенскому, а ныне Гоголевскому бульвару – самому уютному бульвару столицы! Именно с Гоголевского бульвара начинается знаменитое Бульварное кольцо Москвы, здесь жили и гостили самые знаменитые личности русской истории, науки, искусства и литературы. А еще именно на Гоголевском бульваре снимались эпизоды любимых фильмов - «Москва слезам не верит» и «Покровские ворота».

Вы насладитесь тонкой красотой старинного храма Воскресения Словущего и увидите дом главных героев фильма «Покровские ворота», увидите роскошный Дом Секретарева, украшенный затейливой каменной вязью, полюбуетесь уникальными «белокаменными палатами» особняка Замятина – Третьякова и Домом Удельного ведомства, рассмотрите мозаики великолепного современного шедевра «лужковского» периода – «Помпейского дома» и познакомитесь с уникальными памятниками Гоголевского бульвара.

А еще в ходе увлекательной прогулки вы узнаете:

Отчего Гоголевский бульвар раньше назывался Пречистенским

Где течет Черторый

На каком памятнике запечатлен его создатель

Где проходил маршрут знаменитой «Аннушки»

Где находится Иерусалимское подворье

Где находится часть ансамбля несуществующего Дворца Советов

Почему один из памятников на Гоголевском бульваре москвичи окрестили «мясокомбинатом»

Как выглядит «показательный дом» для рабочих

Из какого особняка архитектор Тон наблюдал за строительством главного «объекта» своей жизни

В каком доме молва поселила Василия Сталина и где он жил на самом деле

Место и время сбора

Сбор в 14:45, отправление в 15:00. Место встречи м."Кропоткинская" в метро в центре зала.

Внимание! На дату 18.11.2018 сбор в 14:15, отправление в 14:30.

Внимание! В особняке Васильчиковых часто проводятся шахматные турниры, в связи с этим возможны переносы дат проведения экскурсий. Просьба отнестись с пониманием.

При бронировании необходимо указывать полностью ФИО на каждого туриста.