Одигитриевский кафедральный собор. Одигитриевский собор: исторический очерк, описание, расписание служб История собора в начале прошлого столетия

Свято-Одигитриевский собор - кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна и длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. Первоначально церковь была деревянная и одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Здание собора уникально и признано памятником архитектуры барокко в Сибири. Оригинальная архитектура и всевозможные декоративные украшения сочетают в себе наиболее интересные элементы древнерусского деревянного зодчества с его традиционными формами и стиль барокко. Кроме того, в здание прекрасно вписались детали, относящиеся к узорчатой кирпичной архитектуре XVII века. Собор состоит из трёх частей, которые расположены симметрично. Все части здания растянулись по оси, и расположены с запада на восток. Составляющие храма, включая колокольню и трапезную, нераздельны и составляют монолит. Центральное место постройки занимает двухэтажный четверик. Он перекрыт сводом и заканчивается высоким куполом. На его вершине расположен световой фонарик.

Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. В 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад, были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года - Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Началась поэтапная передача собора Церкви. Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них - 100−пудовый «Цесаревич». Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии проводится крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.

Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. При соборе открылись воскресная школа для детей и библиотека православной литературы. Ведется просветительская работа, направленная на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Банзарова

Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая года епископом Иркутским Михаилом .

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

9 июня года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя , под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев . При соборе открылись воскресная школа для детей, с года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусвет ный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой . С востока к нему примыкает пятигранный алтарь , с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

  • Иоанн (упом. 1741 - 1755)
  • Максим Федоров (1760-е - 1780-е) прот.
  • Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
  • Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 - 28 октября 1800)
  • Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
  • Иоанн Кириллов (упом. 1822 - 1823)
  • 1824 - протоиерейское место свободно

  • Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 - 1834) прот.
  • Харалампий Попов (? - 17 июня 1867) прот.
  • Михаил Касаткин (28 мая 1868 - ?) прот.
  • Амфилохий Кузнецов (1877 - ?) прот.
  • Стефан Попов (1890-е - 1900-е) прот.
  • Сергий Старков (? - 17 сентября 1906)
  • Иоанн Корелин (1908 - 3/4 февраля 1914) прот.
  • Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 - ?) прот.
  • Афанасий Стуков (ноябрь 1916 - ?) прот.
  • 1929 - 1992 - закрыт

  • Олег Матвеев (1 марта 2000 - ?) прот.
  • Евгений Старцев (июль 2003 - упом. 27 сентября 2004) свящ.
  • Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.

Святыни

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII -начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября года в течении двенадцати суток мироточил

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ , 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы , Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ , Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии , 1994, 16 июля.

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни :

Свято-Одигитриевский собор
Свято-Одигитриевский кафедральный собор – одно из первых каменных зданий Улан – Удэ. Он расположен в самом центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Начатое в 1741 году, строительство собора длилось более чем 40 лет. В 1770 году святитель Софроний, епископ Иркутский, освятил нижний, теплый придел во имя Богоявления Господня. Верхний придел, летний, во имя иконы Божией Матери Одигитрии был освящен в 1785 году.
Поскольку части собора оседали неравномерно, в 1818 году в его фундаменте и своде появились трещины. Их стало еще больше после землетрясений 1862 и 1885 годов.
В двадцатых годах XX века храм оказался в руках обновленцев, которые устроили здесь свою «кафедру». Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 года собор был закрыт по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма».
В 1930 году сняли колокола. Первое время в соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года – антирелигиозный, а потом и краеведческий музей. Впоследствии, до 1999 года, в храме находились фонды музея истории Бурятии.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход, а 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня установлены шесть колоколов. В праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, 23 июля 1999 года на колокольне собора был установлен крест.
Начиная с 1997 года, 10 августа в день иконы Божией Матери Смоленская (Одигитрия), по центральной части города проходит крестный ход.
В день памяти святителя Амвросия Медиоланского, 20 декабря 1999 года, Русской Православной Церкви был передан нижний придел, а 30 мая 2000-го – верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ Одигитриевского собора, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.
В нижнем храме проводятся богослужения (первая литургия совершена 26 марта 2000 года), работают библиотека, воскресная школа. С 2009 года является собором, в котором совершает богослужения архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский

Вконтакте

Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в .

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье.

Исторический очерк

В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.

Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость.

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.

В конце XIX, начале XX века в 20 сёлах, приписанных к приходу собора, открываются церковно-приходские школы.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства. Собор в то время владел 4364 квадратных саженей подворья в городе Верхнеудинске и 50 десятин пашни и угодий в его пригородах.

В 1914 году в приходе числилось 1833 жителей мужского пола и 1815 жителей женского пола.

Закрытие собора

6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.

В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров.

С конца 1935 года в соборе размещался Антирелигиозный (Краеведческий после Великой отечественной войны) музей. Для посетителей музей открылся в ноябре 1937 года. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.

В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.

Возвращение собора верующим

31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 25 мая 1992 года председателем совета прихода Свято-Одигитриевского собора был избран иерей Игорь Арзуманов. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.

К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

Фотогалерея







Полезная информация

Одиги́триевский собо́р

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 2

Статус

Объект культурного наследия РФ № 0410003000

Престолы

  • Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (главный)
  • Богоявления (придельный)

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко;с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток морочил.

Архитектура храма

Общая объемно-пространственная композиция собора трёхчастная, симметричная, решённая так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все объекты храма, трапезной и колокольни слиты воедино, образуя плотный монолит.

Среди них центральное место занимает двухэтажный бесстолпный массивный объём четверика с пятигранной апсидой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми люкарнами по осям четверика, фигурные кокошники на углах образуют завершение стен, создавая эффект округленности углов и органично соединяясь с куполом.

С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса прорезана арочными проёмами, придающими ем выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем.

В архитектуре фасадов и декоративных деталях элементов отмечается сильное воздействие барочных форм. Декор наличников интересен сочетанием традиционных древнерусских форм предшествовавшего деревянного культового зодчества с элементами барокко. Богатая пластическая обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры XVII века, что подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с русского Севера.