Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект НОД в старшей группе. Познавательно - исследовательская деятельность Конспект занятия исследовательской деятельности по фгос

Цель:

- познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

Почему?

Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

Так какой лед? (скользкий)

Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

А что это значит? (Лед легкий)

А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

А кто живет в реках? (ответы детей)

И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

Почему? (так как можно заболеть)

Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

    Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

    Задачи:

    Обучающие задачи:

      Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

    Развивающие задачи:

      Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

    Воспитательные задачи:

      Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

    Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

    Методические приёмы:

      Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

    Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.


    Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

    Ход занятия

    1. Вводная часть

    Организационный момент.

    Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    (дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

    Сюрпризный момент.

    Звучит запись «Входящее сообщение».

    Сообщение:

    «Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

    Что будем делать? (искать посылку)

    (Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

    Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

    Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

    (письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

    Психологический настрой.

    Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

    А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

    Письмо:

    (в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

    Мотивация/ целеполагание.

    Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)


    Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

    Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
    Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
    Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
    Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

    Этапы работы: узнать

    Что такое чернила;

    Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

    Какими чернилами может быть написан код;

    2. Основная часть

    Актуализация ранее приобретённых знаний.

    (картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

    Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

    (3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

    Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

    (собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

    Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

    Добывание и принятие нового знания.

    Вопросы для индивидуального задания:

    Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

    Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

    Ваши предположения - гипотезы.

    Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

    Что же такое чернила? (ответы детей)

    Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

    Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

    Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

    К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

    Почему? (ответы детей)

    Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

    Где же мы их можем увидеть? (на столах)

    Вопросы:

    Что у вас получилось?

    Это как - то связано с нашим исследованием?

    Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

    Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

    В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

    А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

    Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

    Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

    Гусиное перо:

    «В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».


    Перьевая ручка:

    «Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

    Шариковая ручка:

    «В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

    Спасибо за интересные рассказы.

    Ребята, мы правильно предположили? (да)

    Симпатические чернила.

    Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

    Значит они какие? (невидимые)

    Невидимые чернила называются «Симпатическими».

    Из чего же они делаются, ваши предположения?

    Проверим?

    (показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

    Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    « Облака » по методике А.И. Савенкова

    Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

    Задачи:

    Продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.

    Упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

    Упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания.

    Проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

    Материал и оборудование:

    Картинка с темой исследования - облако; карточки с символическим изображением “методов исследования”

    -подумать самостоятельно,

    - посмотреть в книге,

    - понаблюдать,

    - задать вопрос взрослому,

    - посмотреть в интернете,

    - провести эксперимент.

    Банка с горячей водой, зеркало, кубики льда; тарелочки одноразовые, губка, стакан с водой на каждого ребенка, фото облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые), аудиозапись песни «Облака-белогривые лошадки» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»), ноутбук, детские энциклопедии, презентация «Виды облаков»

    Ход «тренировочного занятия»:

    I. Мотивация

    Выбор темы

    Педагог: Ребята, а хотите мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые? Сможете? С чего мы с вами начнем?

    (выбрать тему исследования). Тему нашего исследования вы узнаете из песенки.

    Из какого мультфильма песня? О чем она?

    (Карточка с изображением облака вывешивается на доску)

    II. Постановка практической задачи

    Выдвижение гипотезы

    Педагог: Ребята, вы, наверное, много знаете об облаках? Давайте вспомним, где можно увидеть облака? Откуда они появляются? Какие бывают облака?

    ( Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи). Они меняются в зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и вата . Осенью облака скучные, дождливые, серые, а какие облака зимой? (Снежные тучи.)

    Почему облака плывут по небу? Можно ли по облакам определить, какая будет погода? Почему зимой идет снег, а не дождь? (Ответы детей)

    Педагог: Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения - гипотезами, которые необходимо проверить.

    Гипотезы:

    Возможно, облака можно увидеть на небе.

    Предположим, что облака состоят из воды.

    А может быть облака есть на земле?

    Допустим, что облака плывут, потому что их гонит ветер.

    В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!

    III. Определение средств осуществления деятельности

    Выбор методов исследования

    Педагог: Вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши гипотезы. Расположите первый метод, а затем последующие. («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования)

    (В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют)

    IV. Планирование деятельности

    Составление плана исследования.

    Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

    V. Осуществление деятельности

    Сбор материала.

    Педагог: мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию об облаках. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

    Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки - рисунки, значки, символы.

    1.Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

    Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете об облаках.

    (Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает об облаках - свой ответ фиксируют на листочке)

    2.Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

    Педагог: Теперь следующий метод - «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

    Педагог: Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (ответы детей)

    Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены облака. Затем попросить взрослого прочитать.

    (Круговорот воды в природе)

    Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах об облаках. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.

    3.Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

    Педагог: Следующий метод нашего исследования - «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

    (Ответы детей)

    Педагог: Спросим, почему облака не стоят на месте?

    Взрослые: форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе.

    Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачки. Они плывут по небу, меняя свою форму и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Пока облако растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.

    «Облака, облака -

    Кучерявые бока.

    Облака кудрявые,

    Целые, дырявые,

    Лёгкие, воздушные -

    Ветерку послушные.»

    С. Михалков

    Облака, беззаботно плывущие по небу, кажутся легкими и воздушными как перышко. Интересно ли вам, сколько может весить одно облачко, кажущееся совершенно невесомым? Представьте себе, целых 20 000 тонн, если вы, конечно, можете представить себе такой вес! Если бы такое облако упало на город, то на его месте образовалась бы огромная воронка. Но облака не падают по причине того, что кристаллики льда и капельки воды, из которых оно состоит, настолько малы, что восходящие потоки воздуха легко удерживают их в подвешенном состоянии.

    (Получив информацию, дети фиксируют ее на листе бумаги).

    4.Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»

    Педагог: Какой метод следующий мы определили в плане?

    (ответы детей)

    Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

    (ответы детей)

    Педагог: Какие бывают облака?

    Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.

    Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования.
    Дети узнают, что облака бывают разных видов, расположены на разной высоте. По облакам можно определять погоду (т.е. помимо подтверждения своей гипотезы, дети открывают новые знания).

    5.Пятый метод исследования «Наблюдение»

    Вы хотите увидеть, как рождается облако?

    Присаживайтесь на стульчики.

    Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем.

    Смотрите очень внимательно на банку!

    Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно, 2,5см). Ставлю сверху на банку металлическую тарелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.

    Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

    Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?(вывод)

    Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.

    Физкультминутка .

    А теперь всем детям встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Отдохнули все немножко

    И отправимся в дорожку.

    Предлагаю пройти в научную лабораторию и самим попробовать сделать дождик.

    6.Шестой метод исследования «Эксперимент»

    Педагог предлагает детям «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако).

    Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

    Почему идет дождь?(вывод): Из множества облаков появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

    Почему идет снег? (вывод): Зимой капельки воды замерзают и превращаются в маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки.

    VI. Результат

    Обобщение полученных данных.

    Педагог: Что мы узнали про облака? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

    (Ответы детей)

    Доклады

    Педагог: Теперь я предлагаю вам рассказать о нашем проведенном исследовании. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми. (Дети по желанию рассказывают)

    Облака - это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облака. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Туман- это тоже облака, только находятся низко над землей. По облакам можно определять погоду.

    Они бывают разных видов и разных форм. Зимой капли воды охлаждаются и превращаются в снежинки.

    VII .Рефлексия

    Что для вас было самым интересным?

    Что на занятии было для вас лёгким?

    Что было для вас трудным?

    Где вам это может пригодиться?

    Что понравилось, запомнилось больше всего?

    Кто из ребят активнее всех бал на занятии.

    Кто лучше всех отвечал.

    Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

    Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

    Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

    Содержится в разделах:
    По группам:

    Показаны публикации 1-10 из 1772 .
    Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» Цель :систематизировать у детей представления о свойствах воды. Задачи : Образовательные -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность ; -развивать все компоненты устной речи, формирование словаря; -продолжать учить детей во время опытов соблюдать...

    Конспект НОД по исследовательской деятельности «Водичка, водичка…» в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №2 г. Севска Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Водичка, водичка…» во второй группе раннего возраста. Выполнила воспитатель : Хохлова И.А. г. Севск 2019г. Конспект ...

    Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что скрывает шоколад?» для детей старшей группы

    Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что...» Программное содержание Обучающие задачи: расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах; упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада; познакомить детей с новой профессией –шоколадье. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес,...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Тонет - плавает» Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Тонет - плавает». Цель: формирование понятие о том, что тяжелые предметы из металла тонут в воде, а дерево нет. Развить познавательные способности детей, речь, наблюдательность, мышление....


    Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии». МБДОУ ДС № 12 Музыкальный руководитель Шиповская Елена Германовна. Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. Участники: дети старшей и подготовительной...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительное расследование» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительное расследование» Тема: «Удивительное расследование» Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные: - закрепить основные цвета...

    Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная песочная страна» в средней группе

    Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности на тему " Волшебная песочная страна" в средней группе Программное содержание: формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить); ...