Физическое и речевое развитие дошкольников. Презентация на тему речевое развитие дошкольников. Развитие речи и общение

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция - объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты - быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей - 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога - новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо - коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников

«Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема развития , обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития , сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии .

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития , считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей .

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением. Под действием физических упражнений , двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность . Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи , физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток . Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику , координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических , психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала , доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры .

Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей , так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением .

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников , с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти , внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста .

Публикации по теме:

Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Выступление на педагогическом совете «Комплексно-тематическое планирование» Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией.

Выступление на педагогическом совете «Формирование имиджа педагогов» Выступление на педагогическом совете Формирование имиджа педагогов подготовила Гадюкина А. Л., воспитатель МАДОУ №1 В сложившихся в стране.

Выступление на педагогическом совете по проектной деятельности «Родной край» с использованием мультимедийного средства Уважаемые коллеги. В нашей группе «Пчёлка» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к малой Родине, гордость.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ опыт работы руководителя физического воспитания Никитиной Ирины Викторовны Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад 49 Колпинского района Санкт – Петербурга.


РЕЧЬ – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.








Двустороннее солнышко с буквами и цифрами Задания даются разные: -придумай доброе, вежливое слово, которое начинается со звука… -назови вид спорта, спортивный инвентарь в названии которого есть звук… и т.п. Сборные картинки с изображением различных видов спорта Дети собирают, называют вид спорта и придумывают предложение, рассказ и пр. Атрибуты для ознакомления детей с ПДД Атрибуты для развития мелкой моторики рук


Развивающие игры « Спортивное лото» Задачи: 1.Совершенствуем умение детей отгадывать, придумывать загадки 2.Развиваем доказательную речь, логическое мышление 3.Уточняем представления о разнообразии спортивного инвентаря, его назначении и видах спорта 4.Развиваем интерес к спорту «Подбери спортсмену…» Задачи: 1.Формирование представлений о различных видах спорта 2.Уточняем представления и обогащаем словарный запас детей за счет слов, обозначающих спортивный инвентарь 3.Развиваем речь- доказательство 4.Воспитываем интерес к спорту










Много времени уделяется ознакомлению детей с Олимпийским движением, работа ведется совместно с воспитателями, руководителем изобразительной деятельности, музыкальными руководителями и, конечно же, с родителями. Прошла тематическая неделя « Будущие олимпийцы». Для родителей выпущен очередной номер журнала «Здоровейка», посвященный Олимпийскому движению


ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ презентация для детей, педагогов и родителей В презентации представлены: Иллюстративный материал рассказывающий о символах олимпийского движения, о зимних и летних видах спорта, о командных и одиночных видах спорта Задания подобраны таким образом, чтобы у ребенка развивались связная речь, грамматический строй речи, обогащался словарь и шла подготовка к обучению грамоте


БУДУЩИЕ ОЛИМПИЙЦЫ Задачи: -Развивать речь детей средствами физической культуры -Совершенствовать метание мешочков с песком в горизонтальную цель, ползание по – пластунски, бег «змейкой», прыжки через предметы. -Закреплять знания об Олимпийских играх, о понятии пятиборье -Воспитывать дружбу, чувство коллективизма.


Путешествие на Чудо – остров вечер досуга Цель: Закрепление знаний в области «Познание» через физическую Культуру Задачи: 1.Развивать связную, доказательную речь 2. Развивать скоростные качества, ловкость 3.Совершенствовать умения концентрировать свое внимание на заданиях в быстро меняющейся обстановке (соревнованиях) 4.Воспитывать потребность в физической культуре

В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.

К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабыми вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.

В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.

Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счёт изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счёт применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажёры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

В нашем детском саду, в логопедических группах, в спортивном зале имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно–спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия.

Приведу пример двух физкультурно–речевых занятия для старших дошкольников.

«Путешествие на остров».

  • Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
  • Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко;
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание;
  • Формировать образно – пространственное мышление;
  • Развивать артикуляционный аппарат, чёткую дикцию, темп речи и речевой слух;
  • Прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Оборудование: корзинка; картинки с изображением грибов; игрушечная белка; мячи с «шипами»; шишки; угощение «грибочки»; канат; шведская стенка; гимнастическая и наклонная скамейки; гимнастические палки и обручи – по 4 шт.; тоннель.

Ход занятия.

Дети входят в физкультурный зал.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на далёкий остров, где нас ждут приключения, препятствия и встречи. Вы готовы? В путешествие мы полетим на самолёте. (Проводит дыхательные упражнения.) «Часики» показывают, что осталось мало времени. Готовы? Проверим, в рабочем ли состоянии наш самолёт. «Продуваем двигатели», нажимаем «кнопки», заправляем бак топливом.

Дети выполняют упражнения. «Часики» - сидя, энергично наклоняют голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться его ухом, со словами «тик – так». До 15 раз. «Продуваем двигатели» - сидя, дышат только через левую ноздрю, правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. То же с другой стороны. «Кнопки» - поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно. На каждое нажатие прищёлкивают язычком.

Физинструктор: К полёту готовы? Экипаж, занять свои места!

Дети встают друг за другом в одну шеренгу по краю зала.

Повернулись направо, шагом марш!

Дружно в ногу мы идём

Прямо на аэродром.

Идут на носках, подняв руки вверх.

А потом на пятках.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Идут на пятках, держа руки на поясе.

Заводим моторы,

Выполняют круговые движения прямыми руками.

Руки ставим мы вразлёт,

Получаем самолёт.

Бегут в прямом направлении.

Покажите, как летят самолёты: разведите руки в стороны, как крылья, и по сигналу «Раз, два, три – полетели!» бегите по кругу друг за другом, покачивая руками – крыльями. По команде «Раз, два, три – сели!» приседайте.

Дети выполняют упражнение.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

Дети скачут боковым галопом в прямом и обратном направлениях. Переходят на спокойный шаг и останавливаются.

Хорошо пробежали, взбодрились! Не устали? Молодцы!

Логопед: Вот мы и на острове. Здесь растут разные деревья и кустарники, их очень много. Остров большой. Давайте прогуляемся.

Физинструктор:

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Дети по очереди друг за другом идут по канату, держа руки за спиной.

Дружно на берег крутой

Поднимаемся гурьбой.

Друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой.

Мы в затылок поравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосточек мы взошли,

Вот и речку перешли.

Идут по гимнастическим наклонной и прямой скамейкам, раставив руки в стороны.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Идут, перешагивая через гимнастические палки.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам –

Прыг – прыг – прыг!

Прыгают из обруча в обруч.

Мы в пещеру залезали,

Дружно все до трёх считали,

И корзинку достаём.

Подпрыгивают и достают корзинку с полки.

Логопед:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят.

А грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес.

Вот и корзинка пригодилась, будем грибы искать. Но найдёт только тот, кто назовёт родственное слово к слову «гриб».

Дети выполняют задание. За названное слово ребёнок получает картинку с изображением гриба.

Узнали грибы? Каждый назовёт, какой гриб нашёл. В нашу корзинку соберём только съедобные грибы. Почему некоторые грибы остались? Почему их называют несъедобными?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, я слышу, кто – то плачет.

Дети подходят к дереву.

В сосне дупло.

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле?

Физинструктор (в руках игрушечная белка):

А живёт там белочка,

Белочка – карелочка,

Непоседа – егоза,

Словно бусинки, глаза.

Логопед: Почему ты плачешь, белочка?

Физинструктор (от лица белки): Пока я готовила запасы, мой домик кто – то сломал. Как же мне зимовать теперь, куда запасы складывать? (Плачет.)

Логопед: Не переживай, мы с ребятами починим твой дом.

Дети выполняют упражнения «молоток», «пила», «забор – труба – окно».

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята! Теперь я смогу сохранить свои запасы.

Логопед: Белочка,а про какие запасы ты говоришь?

Физинструктор: Я собираю орешки, шишки и грибы.

Логопед: Нам знакомы твои орешки. Хочешь, мы покажем, как умеем с ними играть?

Дети выполняют упражнения с мячиками с «шипами».

Повторяют вместе с логопедом:

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

Разжимаю, зажимаю

И ладошками катаю.

Ещё нам захотелось помочь тебе в сборе шишек.

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята за помощь. Примите от меня угощение. (Угощает детей шоколадными грибочками.)

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Физинструктор: Экипаж, занять свои места. Заводим моторы. Полетели!

Дети идут друг за другом, раскинув руки в стороны.

«Путешествие с Буратино на Поле чудес»

  • Совершенствовать фонематический слух, лексико-грамматические средства языка (согласование числительных с существительными)
  • Слоговой анализ слов;
  • Связную речь;
  • Развивать координацию речи и движения;
  • Общую моторику, внимание;
  • Упражнять в беге с заданиями и перебрасыванием мяча друг другу;
  • Закреплять навык ходьбы по разным поверхностям;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
  • Упражнять в лазанье по гимнастической стенке;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки (бег с захлёстыванием голени назад, ходьба на носках, пятках, по канату с мячами, ходьба по степам, по ребристым дорожкам, подлезание);
  • Развивать физические качества и интерес к занятиям физическими упражнениями).

Материал: Азбука, текст загадки, мяч, карточки с буквами, игрушки, школьные принадлежности, музыка из сказки про Буратино, мягкие модули, степы, верёвка с прикреплёнными к ней разноцветными шариками, обруч на стойке, шведская стенка.

Ход занятия.

Дети входят в спортивный зал, на скамейке лежит азбука.

Воспитатель логопедической группы берёт азбуку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то оставил здесь книгу. Как же она называется?

Дети читают название книги Азбука. Воспитатель открывает книгу на закладке.

Воспитатель: Тут напечатана загадка. Если вы её разгадаете, то узнаете, чья эта книга.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это?

Дети отвечают: Буратино!

Воспитатель: Разделим слово Буратино на слоги хлопками. Бу – ра – ти – но. Сколько слогов в слове? Какой по счёту слог начинается с мягкого согласного? Ребята, вспомните, какие приключения произошли с Буратино.

Входит физинструктор в костюме Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы нашли мою азбуку, спасибо вам! Я отправляюсь в путешествие на Поле чудес и приглашаю вас с собой. Путь будет трудным, но мы вместе одолеем все препятствия и все трудности. Прежде чем отправиться в дальний путь, мы сделаем разминку. Друг за другом шагом марш!

Под музыку дети идут за Буратино на носочках, внутреннем своде стопы, приставным шагом, легко бегом, выполняют ОРУ с гантелями.

Буратино: Ну что, вы готовы идти со мной?

Подходят к полосе препятствий. Дети вслед за Буратино выполняют задания под музыку.

Буратино: Сначала переправимся через болото по кочкам. По ним надо шагать от одного до десяти (шагают по степам широкими шагами, на степах числа от одного до десяти). Дальше придётся идти через дремучий лес, где много поваленных деревьев. Через некоторые из них надо перелезать или пролезать, а под другими подлезать (перелезают, подлезают через мягкие модули, обручи). Вот узкий ручеёк. Через него перекинут ребристый мостик. Идём по ребристой дорожке, руки за головой.

Дети проходят два раза. Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Чтобы нам вместе попасть на Поле чудес, надо научить Буратино считать.

Воспитатель бросает детям мяч, дети называют какой он по счёту: первый мяч, второй мяч и так далее.

Буратино: Спасибо, я понял как нужно считать. Отправляемся дальше в путь. Смотрите, перед нами бежит быстрая река, через которую перекинут узкий мостик. Надо идти осторожно, а то можно упасть в воду.

Дети идут потоком приставным шагом по цветным шарикам.

Стойте! Перед нами высокая гора, нам надо её преодолеть.

Забираются по гимнастической стенке, с переходом на следующий пролёт.

Ребята, мы уже близко! Вы молодцы!

Воспитатель организует детей в круг.

Воспитатель: Вы преодолели много препятствий. Буратино увидел, какие вы сильные и ловкие. Теперь пусть увидит, что вы ещё и внимательные.

В обруче игрушки. Дети с разноса берут карточки, на которых изображены буквы. Под музыку идут вокруг обруча, рассматривая игрушки. Музыка останавливается, дети берут игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного со звука, обозначенного на их карточке буквой.

Воспитатель: Возьмите игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного на ваших карточкой буквой. Покажите друг другу карточки и игрушки. Проверьте друг у друга. Настя, раздели название своей игрушки на слоги, протопывая. Серёжа, прошагай название своей игрушки, деля на слоги. Все вместе пропрыгаем, деля на слоги название игрушки Данила.

Буратино: Здорово, ребята, какие вы все умные и всё умеете. Я вот тоже в школу пойду, и тоже всё уметь буду и знать. Зато я знаю интересную подвижную игру.

Игра – «ловишка с лентами».

Воспитатель: Ребята, вы выполняли много разных действий, давайте восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение «солнечный зайчик» - сомкнуть губы, потягиваясь руками вперёд, соеденить руки, сделать вдох носом. На счёт «три» «отпустить зайчика». Открыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. 2 – 3 раза.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, и по утрам вас будет будить будильник. Сделаем упражнение на дыхание «будильник».

«Будильник» - Сомкнуть губы, сделать вдох носом. Слегка потряхивая прямыми руками внизу, на выдохе произносим «дзинь». 2 – 3 раза.

Буратино: Вот мы и на Поле чудес, сейчас я выкопаю мешочек, который я когда то закопал.

Буратино достаёт мешочек, высыпает монеты. Рассматривают их с детьми, благодарит детей, что помогли добраться до Поля чудес и дарит им монеты. Прощается и уходит. Дети возвращаются в группу.

Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием. Ведь известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая их на игру. Если учесть, что у детей с речевыми нарушениями неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая переключаемость, то рациональное включение упражнений с речевым материалом играет существенную роль в коррекционной работе воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в событийной действительности.

ГБОУ г.Москвы ЦО №2045 Учитель- логопед Рыжова Надежда Олеговна

Слайд 2

Структура программы «Истоки»:

Пояснительная записка. Возрастная периодизация. Общие условия программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы ДО.

Слайд 3

Структура возрастной периодизации:

Раннее детство: младенческий возраст; ранний возраст.

Дошкольное детство: младший дошкольный возраст; старший дошкольный возраст.

Основные направления развития: Физическое развитие; Социально- личностное развитие; Познавательно- речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие

Слайд 4

Познавательно- речевое развитие

Характеристика возрастных возможностей; Образовательная область «Познание»; Образовательная область «Коммуникация».

Слайд 5

Компетентностный подход

Эмоционально- волевой компонент

Аксиологический компонент

Когнитивный компонент

Мотивационный компонент

Практический компонент

Слайд 6

Цели образования:

научить получать знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить жить вместе.

Слайд 7

Аспекты общения Содержание Цель Средства

Слайд 8

Общение Интеракция Коммуникация

Социальная перцепция

Невербальная Вербальная Письменная речь Устная речь Диалог Монолог

Слайд 9

РАННЕЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА: Развитие речевого слуха, понимания обращённой речи, накопление пассивного словаря; Стимулирование овладения артикуляцией, предречевыми вокализациями. ЗАДАЧИ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Продолжать развивать пассивный и активный словарь; Побуждать к общению на близкие ребёнку темы из личного опыта; Подводить к внеситуативному диалогу со взрослым; Вовлекать в инсценировки, проговаривание слов в сказке.

Образовательная область «Коммуникация»:

Слайд 10

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации; Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями, строить высказывания из 2-3, затем 3-4 предложений; Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов. ЗАДАЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх и на занятиях, использовать различные средства общения с учётом конкретной ситуации; Обсуждать нравственные проблемы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо; Побуждать к словесному творчеству; Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.

Слайд 11

Задачи речевого развития:

Обогащение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Воспитание звуковой культуры речи; Развитие связной речи, овладение формами речи- диалога и монолога.

Слайд 12

Формы обучения активизирующие общение:

Беседы педагога с детьми; Игры: -дидактические, -подвижные, -народные; 3. Инсценировки, игры- драматизации; 4. Занятия: -ИЗО, конструирование Имитационные упражнения; Обследование: -игрушек, -предметов, -картин, -иллюстраций.

Слайд 13

Работа по закрытой картинке:

Спросите о предмете, нарисованном на картинке. Это предмет живой или неживой? Этот предмет сделан руками человека? Это дом или его часть? Это мебель, (одежда, посуда, ….), игрушка? Это мишка, (кукла, мяч, …), машина? Какая это машина? 2. – Спросите о грузовике? Какой он величины? Какие у него есть части? Какого цвета, формы, размера его части?

Слайд 14

Работа по закрытой картине- иллюстрации:

Спросите о картине. Кто или что нарисовано на картине? Это сказка народная или у неё есть автор? Это «Репка», («Три медведя», «Курочка Ряба, ….), «Колобок»? – Спросите какие персонажи на картине? Это дед и баба, (лиса, волк, …), лиса и колобок? Какой фрагмент сказки нарисован? Что в центре картины? Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу)?

Слайд 15

ГБОУ г.Москвы ЦО №2045