Все школьные сочинения по литературе. Честь нельзя отнять, её можно потерять» А.П. Чехов Можно ли отнять честь у человека

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Проблема чести и достоинства занимала людей во все времена, разграничивая в их сознании понятия добра и зла. В толковом словаре читаем: «Честь-достойные уважения и гордости моральные качества человека». «Достоинство – совокупность высоких моральных качеств» То есть, оба понятия связаны с высокими моральными качествами людей и являются мерилом их сущности. Это главный стержень в характеристике человека, показывающий, насколько он силен в борьбе с невзгодами судьбы. Может быть, поэтому проблема чести, долга, достоинства занимает важное место в произведениях многих русских писателей.

В повести «Капитанская дочка» проблема чести и бесчестия выходит на первый план в связи не только с судьбой Петра Гринева, но и других героев произведения. Вот почему эпиграфом к повести служит пословица «Береги честь смолоду». Таким образом, только приступая к чтению «Капитанской дочки», мы уже понимаем, что перед героями встанут вечные вопросы: что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности?

Для героев повести эти вопросы приобретут особый характер, так как автор поместит их в обстоятельства исключительные, необычные, усугубленные историческими событиями – пугачевским бунтом.

Перед отъездом Петра в Белогорскую крепость отец дает ему наказ:» Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся…помни пословицу:» Береги платье снову, а честь смолоду». Эти слова лягут в основу кодекса чести Петра Гринева.


Начнется все с малого: невозможности не отдать долг за проигрыш Зурину; стремления непременно отблагодарить незнакомца за спасение в буранной степи. Но в этом Гриневе еще проглядывает мальчик, желающий поскорее стать самостоятельным. В Белогорской же крепости Петр быстро взрослеет, испытывает первое робкое чувство к Маше Мироновой, вызывает на дуэль Швабрина за дурное слово о Маше, падает раненым…Петр чувствует огромную ответственность за любимую, и иначе просто не может быть для человека чести. Совершенно по - другому ведет себя Швабрин, готовый в угоду собственному самолюбию опорочить имя отвергнувшей его девушки.

В жизни каждого человека может возникнуть перепутье с камнем посередине, на котором написано: «С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед таким выбором оказываются жители крепости в момент захвата ее Пугачевым. Для Петра присягнуть Пугачёву было равносильно предательству перед Родиной, императрицей, перед родителями и любимой. Человек чести, Гринев предпочитает смерть. И Пугачёв сумел разглядеть в этом юном офицере именно человека чести, готового принять смерть за свои идеалы и убеждения. Зато Швабрин не мучился сомнениями и сразу переметнулся в лагерь пугачёвцев, сделав таким образом свой выбор и шаг к своему окончательному нравственному падению.

А вот у Мироновых и Ивана Игнатьевича не может даже мысли возникнуть об измене присяге. Они героически защищают свою маленькую крепость и становятся настоящими героями. По твердому убеждению автора, именно такие люди заслуживают называться великими и достойными памяти потомков.

Человеком добропорядочности и чести показана в повести и Маша Миронова. Даже под страхом смерти она отказывается стать женой Швабрина, а когда её любимому будет угрожать опасность, Маша дойдёт до самой императрицы и станет до конца отстаивать доброе имя Петра Гринёва и свою любовь. Она достойная дочь своих родителей, умеющая в тяжкие минуты испытаний быть мужественной и стойкой.

Для любимых героев понятия чести и долга священны, во имя них можно и честь принять. Именно оскорбленная честь заставляет Владимира Ленского, героя романа «Евгений Онегин», за две недели до собственной свадьбы решиться на дуэль с Онегиным и принять смерть.

Пройдёт немного времени, и сам Пушкин встанет перед дулом пистолета Дантеса, чтобы защитить честь доброго имени своей семьи. За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям. Всё остальное - неважно».

Свою «дорогу чести» проходит и любимый герой князь Андрей Болконский из романа «Война и мир». В его судьбе со всей полнотой отразились слова самого Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость».


«Дорога чести» князя Андрея-это сложный путь, на котором будут и честолюбивые мечты, и увлечение Наполеоном, и разочарования, и потери, и обретение способности любить и прощать.

Подобных примеров в литературе немало, и все они служат яркими образцами благородства и порядочности современной молодёжи, размышляющей о своём жизненном пути. Но, к сожалению, в нашей нынешней жизни такие понятия, как честь, долг, достоинство во многом утратили своё истинное значение. Только в книгах встречаем слова: «Человек незапятнанной чести…Поступок, несовместимый с честью…Поле чести…Уверяю вас честью…». У многих моих сверстников, да и у взрослых людей эти слова вызывают иронию и даже насмешку. Это и неудивительно, поскольку многое изменилось в природе, обществе, людях.

Принято считать, что честь-это внутренний страж человеческой души, оберегающий её от безнравственных поступков. Но что охранять, если духовный дом превратился в проходной двор, вокзал, где все бегут, мечутся в суете, кричат: «Бери от жизни всё!» Разложение нравственности заметно во всех возрастах. Чем думать о душе, веселее сидеть до рассвета у компьютера или на скамейке с бутылкой пива. Пьянство, курение, наркотики, беспорядочные связи стали для многих нормой жизни.

Люди оправдывают себя: «Не мы такие - такая жизнь». Удобная позиция, а главное, успокаивает совесть. Разумеется, было бы неправильным окрашивать всё в такие мрачные тона. Достаточно вспомнить Афганистан, Чечню, Абхазию. Во многих СМИ рассказывалось о мужестве, стойкости, чувстве долга солдат и офицеров, отдавших жизнь за мир и безопасность народов. А недавно всех потрясла трагическая история Жени Табакова, ценой жизни защитившего от бандита честь своей сестры. Но, может, потому и поражают подобные факты, что они - исключение из правил, а не норма жизни?

У наших родителей, а особенно у бабушек и дедушек было совсем другое воспитание, и они ещё находили в себе силы противостоять бесчестности и безнравственности. А как быть моему поколению? В чём черпать силы, чтобы сохранить чистоту души, самоуважение, чувство собственного достоинства? Как вернуть словам их истинное значение, а значение это донести до каждого человека как неоспоримую истину?

Мало кто задумывается о том, к чему может привести утрата нравственных, духовных основ жизни.

Ещё в 1945 году, не смирившись с поражением во Второй мировой войне, директор ЦРУ А. Даллес писал в своём дневнике:»И всё-таки мы разыграем трагедию гибели самого непокорного на земле народа…Их литература, театр, кино будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства…Честность и порядочность будут осмеиваться и станут никому не нужны, превратятся в пережиток прошлого.

Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркоманию мы будем насаждать ловко и незаметно…Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности…Главную ставку мы будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её…»

Вот о чём мечтали и мечтают наши враги. И мы уже ощущаем страшные результаты этой невидимой разрушительной войны.

В Пророчестве преподобного Серафима Вырицкого есть слова: «Наступят времена, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Они будут считать, что всё им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Но наступит время, когда будет глас Божий, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно,- и пойдут к вере разными путями». Может быть, это и есть ответ на вопрос, как вернуть понятие чести и достоинства в нашу жизнь?

Высказывание А. П. Чехова:”Честь нельзя отнять, ее можно потерять “,- заставляет задуматься на тем, кто такой человек чести? Человек чести – это тот, кто не отступает от нравственных принципов, не идет против совести. Такой человек не потеряет своей чести, даже если это будет угрожать его жизни.

Многие писатели в своих произведениях затрагивают тему чести. Например, в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” главный герой – Петр Гринев является человеком чести. С самого рождения Петру прививали это чувство, на протяжении своей

жизни он не нарушил напутствия отца, проявлял доблесть, честность и благородство даже тогда, когда он мог поплатиться за это жизнью, Петр не изменил себе.

Но в этой повести есть герой, противоположный Петру Гриневу – это Алексей Швабрин. Хотя Алексей был офицером, как и Петр, он от страха за свою жизнь примкнул к Пугачеву, тем самым нарушил присягу.

Перейдя на сторону Пугачева, Швабрин идет против своей чести.

В произведении М. Ю. Лермонтова “Песнь про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова ” рассказывается про столкновение Калашникова Степана Парамоновича и царского опричника Кирибеевича.

Калашников – верный муж и хороший отец, он стремиться защитить от позора честь своей жены, которую опозорил Кирибеевич. Они сходятся на кулачных боях, и в поединке Калашников убивает Кирибеевича ударом в висок. Степан Парамонович знает, что говорить из-за чего он убил его нельзя, так как это опозорит жену и детей, и он говорит, что убил его ” волей вольною” . Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но честь своей семьи ему дороже.

Я согласна с высказыванием А. П. Чехова. Отнять честь у человека, который ей дорожит, невозможно, но может отдать за нее свою жизнь. Честь – это качество, которое должен иметь каждый. И на протяжении всей жизни поступать так, чтобы не потерять ее.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Вопрос поставлен очень интересно. Он вмещает в себя, казалось бы, несовместимые понятия. Савельич – крепостной мужик, слуга молодого барина, а понятие чести – это категория...
  2. Безусловно, при произнесении этого слова у большинства из нас возникает образ смелого, достойного мужчины, идеала общественного сознания, однако существует и женская честь, которая называется целомудрие....
  3. Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви...
  4. Муниципальное казенное образовательное учреждение “Горковская специальная общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья” Тема: “Можно” и “нельзя” реальной жизни. Составила и...
  5. Чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше жизнь нас сталкивает с проблемами. С самого детства перед нами появляются определенные задачи, которые мы должны выполнять....
  6. Р. Роллан утверждал, что при рождении человек получает огромное наследство, являющееся его самым огромным богатством, – Родину. С подобным мнением не согласиться невозможно, так как...
  7. Одной из важных тем повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина стала тема чести и бесчестия. Автор противопоставляет двух героев – Гринева и Швабрина, показывает представление...

Проверенное итоговое сочинение на тему «Честь нельзя отнять, ее можно потерять»

Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) - чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.

Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.

Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.

Аргумент 1:

Рассуждая на тему того, действительно ли человек, даже рискуя всем, может выбирать, как ему поступить: забыть о своих моральных и нравственных принципах и совершить бесчестное деяние, или же оставаться мужественным, искренним и быть верным своему слову, я не могу не вспомнить произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (очень большое предложение, пока дочитала, забыла, о чем шла речь в самом начале) . Один из главных героев повести - Петр Гринев, молодой человек, родители которого вложили в сына не только душу, но и морально-нравственные качества, такие как отвага, благородство, честность, мужественность искренность. Он всегда поступает по совести, для него лучше умереть, чем быть бесчестным по отношению к самому себе, к Отечеству, к близким и дорогим людям. И даже на предложение Пугачева, предводителя народного восстания, забыть о присяге, данной Императрице Екатерине, и начать служить ему, народному атаману, Петр отвечает отказом. Понимал ли он в тот момент, какие последствия могут быть, откажи он Пугачеву? Конечно да. Однако у него был выбор, и он сделал его правильно. На примере этого героя можно убедиться в том, что никто, даже народный атаман, командующий огромным войском головорезов, не может отобрать у человека достоинство, если только он сам не потеряет его.

Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.

Аргумент 2:

Не только писатели, но и поэты рассуждали над проблемой человеческого выбора между честью и бесчестием. В своем замечательном стихотворении «Каждый выбирает для себя» Юрий Левитанский доказывает, что выбор делает каждый, исходя из своих внутренних побуждений, желаний и нужд («дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя»). Но никто не в силах заставить человека поступить бесчестно, мы все вольны сделать тот самый выбор, определяющий нас как личность, а потом останется лишь жалеть о неправильном решении или же наоборот, гордиться собой (что-то похожее ты уже писала выше - «масло масленое» получилось).

Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга - значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.


  • «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)

«Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», - Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания.

Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь - это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме

Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой.

«Истинная честь не может терпеть неправду», - Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.

Тема сочинения: «Торгуя честью, не разбогатеешь...»

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова) Ангелина Ященко, 11 класс

«Честь и бесчестие»

Официальный комментарий:

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Афоризмы и высказывания известных людей:

· Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст

· Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Р.Роллан

· Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Апулей

· Истинная честь не может терпеть неправду. Г.Филдинг

· Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести. Мишель де Монтень

· Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк