Жизненные ориентации коржова. Коржова Е. Психология жизненных ориентаций человека. Ключ к методике Е. Ю. Коржовой

Известный отечественный психолог считает, что проблема соотношения личности и ситуации представлена в психологии как вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуативными факторами. Наиболее ярко положение о взаимосвязи личности и ситуации отразилось в гипотезе о «сильных» ситуациях, в которых поведение в большей степени определяется особенностями ситуации, и о ситуациях «слабых», в которых поведение больше определяется личностью человека .

В настоящее время личностные особенности рассматриваются как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации; классификация личности по ее поведенческим особенностям - реакциям на ситуации (В.Мишель), а также возвращение к пониманию личности как к набору личностных черт, укладывающихся однако в иерархические схемы соотношения личностных черт и ситуаций, которые выстраиваются в результате применения статистических методов (Murtha Т., Kanfer R., Ackerman Р., 1996).

Коржова пишет, что если полагать, что развитие человека происходит непрерывно на протяжении всей жизни, то становится ясно, что этот процесс сопровождается непрерывными изменениями как личности, так и жизненных ситуаций. Однако наиболее значимыми являются такие изменения, которые приводят к существенным трансформациям ситуации, т.е. к событию, и к своеобразному новому «рождению» личности. На протяжении жизненного пути возникают и исчезают все новые и новые ситуации и «личности» .

Жизненную ситуацию (в отличие от других ситуаций - социальных, конфликтных, психодиагностических) автор определяет следующим обазом: это фрагмент среды, т.е. проявление внешних (объективных) обстоятельств жизненного пути в определенный момент времени. Тогда события характеризуются как наиболее важные жизненные ситуации, а личность - прежде всего как субъект жизненного пути. Если жизненный путь рассматривать как процесс личностного развития от рождения до смерти (т.е. временное развитие личности), протекающий в жизненных ситуациях (т.е. пространственное развитие личности), то в качестве единицы анализа жизненного пути можно полагать не событие, а паттерн личностно-ситуативного (событийного) взаимодействия. В каждой своей точке жизненный путь как пространственно-временное развитие личности определяется той или иной формой (типом) личностно-событийного взаимодействия. Последнее находит свое воплощение в поведении личности, в ее конкретной стратегии .

По мнению Коржовой, сама по себе ситуация носит внешний для личности характер. Между тем значение ситуации придает личность, каждая - свое (имеется в виду «жизненная ситуация»). Это приводит к тому, что человек вовлекается в ситуацию через ее означивание. Ситуации человек не выбирает, но волен повести себя в них тем или иным образом, принимая, оценивая их по-своему, что и характеризует «свободу воли», т.е. «свободу личности». Автор полагает, что существует и определенная «свобода ситуации», или «свобода ожидания». Человек «вступает» в ситуацию с багажом всей предшествующей жизни. Естественно, в начале жизненного пути контакт с ситуацией меньше зависит от человека, меньше осознается, но зависимость все же существует. Поведение личности состоит из поступков как особых действий, предполагающих борьбу мотивов и принятие решения, т.е. действий, требующих личностного выбора. От постоянных личностных выборов и зависит специфика жизненного пути, на котором личность всегда находится в определенном отношении к той или иной жзненной ситуации. При «встрече» с ситуацией происходит ее означивание с точки зрения личности, находящейся на определенном уровне своего развития в данный момент времени. При этом имеет место личностно-ситуационное взаимодействие в конкретной точке жизненного пути. Таким образом, человек выбирает ситуацию, но и ситуация «выбирает» человека .

Коржова выделяет два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное»:

  • 1. «Событийное» развитие - развитие преимущественно через внешние ситуации-события. Источник развития при этом находится вне личности. Личность склонна бессознательно (или полу-осознанно) помещать себя в такие ситуации (а со стороны кажется, что случайно попадает в них), в которых оказывается вынужденной изменяться, развиваться уже внутренне. Так развивается «человек внешний» .
  • 2. «Личностное» развитие - внутреннее развитие, внешне бессо- бытийное (или малособытийное). Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой. Так развивается «человек внутренний».

Личность «человека внешнего» развивается путем смены новых ситуаций, в которые она себя помещает. Это ситуационно-личностное взаимодействие, при котором развитие идет от внешней ситуации. Личность «человека внутреннего» развивается в первую очередь путем смены «личностей», т.е. существенных личностных параметров, личностных уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций .

Коржова ставит вопрос о причинах того или иного типа развития. Возможно, тип развития может быть связан с такой личностной характеристикой, как уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, а также со смежными характеристиками - уверенностью в себе, личностной зрелостью и т.п. Однако полностью тип развития не определяется ими. Возможно, влияние мало изученной особенности- ситуационной смелости, характеризующейся склонностью к вступлению в новые жизненные ситуации и противоположной ситуационному консерватизму. Кроме того, возможно влияние особенностей восприятия жизненного пути как прерывистого (событийного) или непрерывного (целостного) образования, а также направления развития личности к себе (личностный рост, эго-ориентация) или от себя (духовный рост, эко-ориентация) .

Коржова Елена Юрьевна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

С 1995 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена. Тема докторской диссертации: "Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности" (2002 г) Руководит аспирантскими семинарами, председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена, член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена. Автор более 150 печатных работ, в том числе монографий.

Научные интересы:

  • Психология личности
  • Психология жизненного пути
  • Психология художественной литературы и искусства
  • Психодиагностика
  • Психосоматика

Публикации

  1. + - Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38084.php

  2. + - Идеи С. Л. Рубинштейна о жизненном пути человека

    Когда речь идет о субъекте, имеется в виду самый широкий контекст жизненного творчества, созидания своей истории. Вопрос о причастности человека к бытию - это центральный вопрос во все времена. До С. Л. Рубинштейна философы неоднократно рассматривали вопрос о соотношении человека и его бытия, используя разные категории. Философы экзистенциального направления, неоднократно обращаясь к проблеме бытия, отмечали единство понимания внешнего мира и самого себя (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Тема единства человека с миром как идея всеединства - центральная в традиционной русской философии (В. В. Зеньковский). Для отечественной философско-психологической мысли в целом характерно пристальное внимание к онтологической проблематике, предполагающей рассмотрение проблем человека сквозь призму его бытия.

    Http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document418.pdf

  3. + - Личностный принцип творчества А.П. Чехова[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_chehov.php

  4. + - Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38081.php?PRINT=Y

  5. + - Личность с максимально пассивной жизненной позицией (Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе")[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38080.php

  6. + - Представление о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/korjova.php

  7. + - Типология личности в художественной литературе как ориентир жизненного самоопределения[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_tipolog_lichnost.php

Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам пары высказываний и выберите из каждой пары то из них, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения.

1. А. Б. Я предпочитаю привычные жизненные ситуации. Я предпочитаю жизненные ситуации, которые привлекают новизной.
2. А. Б. Моя жизнь насыщена разнообразными жизненными событиями. В моей жизни немного внешних событий.
3. А. Б. Я стремлюсь жить настоящим и радоваться тому, что дает жизнь. Я стремлюсь подчинить свою жизнь идеалам истины, добра, красоты.
4. А. Б. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Обычно я чувствую себя хозяином своей жизни.
5. А. Б. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как непрерывную жизненную линию. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как цепочку отдельных событий.
6. А. Б. Я предпочитаю жить реальной полнокровной жизнью. Я предпочитаю больше внимания уделять своему внутреннему миру.
7. А. Б. В моем прошлом было много жизненных изменений. В моем прошлом было мало жизненных изменений.
8. А. Б. Для меня важнее достичь самовыражения. Для меня важнее понять смысл своего существования.
9. А. Б. То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле и есть случайный подарок судьбы.
10. А. Б. Мне нравится общаться с новыми людьми. Мне нравится общаться с привычным кругом знакомых.
11. А. Б. Я стараюсь прежде всего достичь гармонии с собой. Я стараюсь прежде всего реализовать свои имеющиеся возможности.
12. А. Б. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Думаю, что случай или судьба играют важную роль в моей жизни.
13. А. Б. Мне нравится читать новые книги, смотреть новые фильмы. Мне нравится перечитывать давно знакомые книги, пересматривать знакомые фильмы.
14. А. Б. Я предпочитаю следовать потоку времени. Я предпочитаю время вести за собой.
15. А. Б. В жизни важнее всего понять самого себя. В жизни важнее делать то, что лучше всего получается.
16. А. Б. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Обычно я стараюсь планировать далеко вперед.
17. А. Б. Я предпочитаю часто менять занятия. Я предпочитаю привычные занятия.
18. А. Б. Я стремлюсь решать как можно более сложные жизненные задачи. Я стремлюсь как можно более достичь в реальной жизни.
19. А. Б. Моя жизнь существенно зависит от стечения обстоятельств. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств.
20. А. Б. Я стремлюсь как можно больше заниматься нравственным самосовершенствованием. Я стремлюсь как можно большего достичь в реальной жизни.
21. А. Б. Я редко меняю место работы, учебы. Я часто меняю место работы, учебы.


Ключ к методике Е. Ю. Коржовой

Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой в стены

Шкалы опросника субъект-объектных ориентаций СТЕНЫ
Общий показатель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (О) 0-2 3-4 6-7 10-11 13-14 15-21
1.Трансситуационная изменчивость Ои
2.Трансситуационный локус контроля (Ол)
3.Трансситуационное освоение мира (Оо)
4.Трансситуационная подвижность (Оп)
5.Трансситуационное творчество (От) 0-2 10-21

В качестве первичных измерений субъект-объектных ориентаций автором выделены:

1. «Трансситуационная изменчивость» (О И) позволяет определить выраженность стремления к изменениям. Положительный полюс данного показателя соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

2. «Трансситуационный локус контроля» (О Л) даёт возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Положительный полюс характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, отрицательный полюс – человека, придающего в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам.

3. «Трансситуационное освоение мира» (О О) характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Положительный полюс означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, отрицательный полюс – направленность на освоение внешнего мира, стремление к самоосуществлению во внешнем мире.

4. «Трансситуационная подвижность» (О П) позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Положительный полюс соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций, отрицательный полюс – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями.

5. «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (О) характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс соответствует субъектной ориентации, отрицательный полюс – объектной ориентации. Общий показатель – отражает способность человека реализовать свою внутреннюю активность. Высокие баллы характерны для людей склонных перестраивать ситуацию под себя, активно действовать, преодолевать сложные жизненные ситуации. Низкие баллы характеризуют склонность «плыть по течению», подчинятся обстоятельствам.

Дополнительно вычисляется значение производной шкалы «трансситуационное творчество» («О Т ») по формуле:

О Т = О – О Л (в сырых баллах)

Типы субъект-объектных ориентаций в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам «трансситуационного творчества» («О Т ») и «трансситуационного локуса контроля» («О Л ») .

1.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») и «трансситуационный локус контроля» («О Л ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Преобразователь жизненной ситуации» :«…отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять своё предназначение и максимально его реализовать. Это человек, особенно увлечённый профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере».

2.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Гармонизатор жизненной ситуации»: «…открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию (в различных формах освоения человеческой культуры, а также во «внутренней» работе над собой)».

3.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Пользователь жизненной ситуации»; «…человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определённой прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребёнок)».

4.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («О Т ») и по шкале «трансситуационный локус контроля» («О Л ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Потребитель жизненной ситуации»- отличается от других типов тем, что «…жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщённо-прагматичны. Для него характерно приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и не считают нужным заниматься».

5.Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») стеновые значения равны 5-6 баллам, то испытуемый относится к смешанному типу субъект-объектной ориентации.

Методика «Психологическая автобиография»

Методика разработана Е. Ю. Коржовой

Назначение : глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути.

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий.

Обработка и интерпретация данных : обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом). Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий.

По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.

Виды событий:

v Родительская семья

v Место жительства

v Здоровье

v Общество

v Межличностные отношения

v Материальное положение

v Учеба, повышение квалификации

v Природа

v Досуг, развлечения

Методика «Историческое воспоминание»

Методика Трегубенко И. Назначение : психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний.

Инструкция : Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него.

Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя?

Обработка и интерпретация :

В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится). События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным.

Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания: яркое, важное, переломное.

Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта.

Следующий параметр анализа воспоминаний - это «сила-слабость» ситуации.

Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях.

Предикаты в тексте воспоминаний, то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы). Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее). Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов.

Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии.

Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию).

Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях. Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано).

Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой, то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»). Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А. Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу.

Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать:

Фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события;

Фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения);

Фигуры друзей, хотя они;

Наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику.

Методика «Значимые исторические события»

Методика представляет собой модификацию «Психологической автобиографии». Методика Трегубенко И.

Назначение : диагностика личностно значимых исторических событий, как компонента исторической памяти.

Инструкция : Перечислите наиболее важные для Вас лично события, которые произошли в мировой и российской истории. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом даты событий (если помните). Обработка и интерпретация :

На первом этапе подсчитывается общее количество событий, затем «вес» отрицательных и положительных событий. Далее определяем количество и «вес» отечественных и зарубежных событий; события, которые произошли до рождения респондента и при его жизни. Наконец, считаем количество, положительный и отрицательный «вес» событий по видам:

v Войны, военные конфликты.

v Культурные события (культура, искусство, спорт).

v Религия, религиозные события.

v Правление (указание на правителей: царей, императоров, президентов).

v Теракты.

v Техногенные катастрофы.

v Экономические кризисы.

v Наука, события в сфере науки.

v Победы (военные победы).

Методика «Метафора судьбы и истории»

Методика представляет модификацию(Методика Трегубенко И.) неоконченных предложений В. В. Нурковой.

Назначение : диагностика целостного образа судьбы, истории семьи и отечественной истории.

Инструкция : Закончите приведенные ниже предложения.

Оборудование : бланк с неоконченными предложениями:

Моя судьба как…

История моей семьи (рода) как …

История России как …

2)Разработка методов (методик)

1)Психометрические основы психодиагностики. Критерии эффективности психодиагностических методик

1. Типы шкал.

2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности

3. Надежность теста

4. Валидность теста

5. Достоверность теста

6. Анализ пунктов (тестовых заданий)

Б) Практические задания:

1. Провести анализ пунктов (интеллектуальный тест, личностный опросник).

2. Применить математико-статистических методы для проверки эффективности данной психодиагностической методики.

3. Контрольные вопросы:

1)Перечислить достоинства и недостатки метода тестов.

2)Как влияет «экзаменационный стресс» на результаты тестирования в зависимости от индивидуальности испытуемого?

4) Каким образом осуществляется проверка на­дежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности?

6) Как соотносятся между собой валидность и надежность теста?

7) С помощью какой экспериментально-статистической процедуры измеряется валидность теста?

8) Как влияет выборка стандартизации на репре­зентативность тестовых норм?

9) Как обеспечивается достоверность тестовых показателей?

10) Что такое «шкала лжи» и как ею пользовать­ся?

Литература:

2.Анастази А. Психологическое тестирование. Т1.М,1982.С.66-205.

3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина,МГУ,1987,с.53-113.

Разработка тестовых заданий

А) Вопросы для теоретической подготовки:

1. Необходимость разработки тестов. Основные требования к разработке тестов.

2. Процедура разработки тестовых заданий.

3. Проверка тестовых заданий и адаптация теста.

Б) Практические задания:

1. Разработать тестовые задания по выбранной теме.

2) Провести тестирование с использованием тестовых заданий и психодиагностических методик.

3) Осуществить проверку тестовых заданий по критериям эффективности.

Литература

1.Основы психодиагностики \ Под ред. А.Г.Шмелева, Ростов-на-Дону,1996.с131-196.

2.Анастази А. Психологическое тестирование., Т1.М,1982.С.66-205.

3.Общая психодиагностика\Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина, МГУ, 1987,с.53-113.

4.Клайн П.Справочное руководство по конструированию тестов.Киев, 1994.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. СПбГУ. 1997.С.6-24.

Образец

Дорогие друзья! Просим Вас принять участие в социально-психологическом опросе, проводимом с целью выявления эмоционально-личностного отношения студенческой молодежи к неопределенности социально-экономической и политической ситуации в стране.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТЫ

  • На вопросы, не имеющие альтернативных ответов, необходимо написать ответ на отведенной специально для этой цели линии (если ответ не помещается целиком на линию, то можно писать на полях).
  • Отвечайте на все вопросы (согласно отдельной инструкции), а так же и на находящиеся внутри вопроса пункты (а), б), в), ...).
  • Вопросы в анкете расположены так, чтобы на них можно было легко ответить и таким образом легко заполнить анкету.

Опрос проводится анонимно, все данные будут использоваться только в обобщенном виде.

1. Насколько безопасными для Вас являются следующие сферы жизнедеятельности?

2.Вызывают ли у Вам чувство несправедливости и опасения следующие проблемы в мире?

3. Что из происходящего в мире вызывает у Вас наиболее острое чувство несправедливости? _____________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Вызывают ли у Вас чувство беззащитности следующие проблемы в современном российском обществе?

Не согласен Полностью согласен
а) финансовые затруднения в приобретении собственного жилья
б) рассогласование уровня зарплат молодых специалистов и прожиточного минимума
в) недостаточная государственная поддержка образования и здравоохранения
г) повторяющиеся террористические угрозы
д) «соблазнение» наркотическими средствами
е) распространение среди молодежи опасных для жизни заболеваний (СПИД, гепатит и т.п.)
ж) насильственная преступность (изнасилование, ограбления, дорожно-транспортные преступления и т.д.)
з) необоснованное обострение конкуренции работодателями за получение работы молодыми специалистами
и) ничто из вышеперечисленного не причиняет мне чувства беззащитности
к) другое:

5.Какая из относящихся к окружающей социальной среде ситуаций причиняет Вам в наибольшей степени чувство беззащитности? _________________

6. Чувствуете ли Вы себя защищенным от возможного произвола со стороны:

7. С какой из следующих точек зрения по поводу социальной защиты населения Вы могли бы скорее согласиться?(

1 - Государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам

2 - Государство должно обеспечивать помощь всем своим гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, например, лишившимся работы и т.п.

3 - Государство должно обеспечивать социальную защиту только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам: пенсионерам, инвалидам, сиротам

4 - Люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечить себе нормальную жизнь без какого-либо вмешательства государства

5 - Затрудняюсь ответить

8. С какой из следующих точек зрения по поводу пересмотра результатов приватизации 90-х годов Вы бы согласились? (Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 - Нужно вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось в те годы

2 - Это можно сделать только в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была проведена незаконно

3 - Этот вопрос вообще не стоит сейчас поднимать

4 - Затрудняюсь ответить

9.Можно ли жить сейчас в России, не нарушая закона?

3 - Затрудняюсь ответить

10. Какую поддержку должно обеспечивать государство во время финансового кризиса людям, занятым в социально значимых сферах деятельности:

Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 – финансовую

2 – психологическую (консультации, группы поддержки и т.д)

3 – помощь в переобучении

4 – социальную (временная занятость, помощь в воспитании детей)

11. Какой из вариантов подоходного налога представляется Вам более справедливым?

Обведите кружком те альтернативы, которые соответствуют Вашему мнению)

1 - Люди с высокими и низкими доходами платят 13% от дохода

2 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, но не более 30%

3 - Ставка налога повышается в зависимости от дохода, и для больших доходов она может составлять 50%

12. Какие проявления духовно-нравственной жизни в современном российском обществе вызывают у Вас чувство несправедливости?

Не согласен Скорее не согласен, чем согласен Скорее согласен, чем не согласен Полностью согласен
а) оценка человеческого достоинства в первую очередь по материальному достатку
б) равнодушие людей друг к другу
в) отрицание абсолютных нравственных норм (любовь к ближнему, терпимость к другим, уважительное отношение к пожилым людям, «не убий», «не укради» и др.)
г) политические спекуляции
д) неравноценное отношение к молодежи с разным уровнем доходов
е) увеличение безработных
ж) ничто из вышеперечисленного не вызывает у меня чувства несправедливости
з) другое:

13. Какие из относящихся к духовно-нравственным явлениям вызывают у Вас в наибольшей степени чувство несправедливости____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Насколько удовлетворительной Вы считаете свою жизнь в настоящее время?

1. очень неудовлетворительной

2. почти неудовлетворительной

3. не неудовлетворительной, но и не удовлетворительной

4. почти удовлетворительной

5. очень удовлетворительной

15.Что является в Вашей жизни наиболее тяжелым и трудным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.А что является в Вашей жизни наиболее легким?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Что в жизни для Вас важно?

Не важно Скорее не важно, чем важно Скорее важно, чем не важно Важно
а) помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
б) быть свободным от политической идеологии
в) получать удовольствие от материального благополучия
г) совершенствовать лидерские качества
д) добиваться успеха
е) быть с близким человеком
ж) понять себя самого
з) бороться за свои права
и) испытывать счастье от борьбы за позитивные изменения в стране
к) активно участвовать в молодежных организациях
л) сделать хорошую карьеру
м) чувствовать, что кому-то нужен
н) жить ради своей семьи
о) познавать Бога
п)противостоять несправедливости
р) реализовать все свои возможности
с) занимать достойное положение в обществе
т) радоваться общению с другими
у) иметь много денег
ф) другое, что:

18. Были ли в Вашей жизни ситуации ожидания террористической угрозы (когда возникали проблемы, от которых нельзя уйти или разрешить в короткое время и привычным способом, проблемы, серьезно затрудняющие или делающие невозможными реализацию жизненных целей)?

Б) трудно сказать

19. Каковы наиболее значимые для вас характеристики ситуации террористической угрозы:

Не значимая Скорее не значимая, чем значимая Скорее значимая, чем не незначимая Значимая
а. невозможность управлять событиями
б. неопределенность ситуации
в. необходимость быстрого реагирования на ее условия
г. затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации
д. непреодолимость ситуации
е. высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления
ж. стрессогенность ситуации
з. сложность прогнозирования и неожиданность ситуации
и. высокая значимость событий
к. наличие потерь
другие

20. Когда Вы переживаете ожидаемую террористическую угрозу, Вы обычно.

Коржова Елена Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой. психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
[email protected]

Мальгина Анастасия Владимировна
аспирант кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
[email protected]

Изменения в смысловой сфере личности в ситуации выбора профессии

Аннотация
Ситуация экзистенциального выбора является значимой для личности, а именно ситуация выбора профессии. В смысловой сфере личности, в сфере жизненных ориентаций, происходят изменения. Изменяются критерии и аргументы выбора профессии, выбор совершается с опорой на настоящую ситуацию и ближайшее будущее.

Ключевые слова:
жизненные ориентации, субъект-объектные ориентации, жизненный выбор

Ситуация выбора профессии относится к экзистенциальным выборам личности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. Он представляет собой ситуацию неопределенности, когда у личности нет фиксированного набора альтернатив и критериев выбора. Любой выбор для личности амбивалентен, так как, выбирая что-либо, одновременно с этим она теряет другую возможность. Экзистенциальный выбор требует от личности принятие на себя ответственности за его реализацию, это предполагает, по мнению Д.А. Леонтьева: «готовность к действию, внутреннее согласие затратить ресурсы и усилия, заплатить некоторую цену, например, отказавшись от других привлекательных возможностей» . Мы предполагаем, что ситуация выбора оказывает значимое воздействие на смысловую сферу личности, в которой происходят изменения в процессе выбора. Представители экзистенциальной психологии показывают, что основная задача человека на протяжении жизни найти смысл в каждом выборе. В. Франкл считает, что отсутствие смысла приводит к ощущению бессмысленности, снижению инициативы и возникновению «экзистенциального вакуума, и как следствие агрессии, депрессии и формированию зависимости» .

К экзистенциальному выбору можно отнести выбор социально значимой деятельности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. По мнению Л.И. Анцыферовой, именно социально значимая деятельность, под которой понимается создание духовных и материальных ценностей, и является ведущей формой становления, осуществления и развития личности . Целью деятельности может быть создание, как материального продукта, так и доверительных, дружеских отношений с другим человеком, или переосмысливание себя, работа над собственным внутренним миром.

В настоящем исследовании в качестве его предмета выступила ситуация выбора профессии как социально-значимой деятельности. Для анализа изменений в смысловой сфере, которые происходят в ситуации выбора профессии, были выделены два этапа выбора профессии и две основные группы:

    этап до выбора – группа 1, учащиеся 11 классов (100 человек) гимназии № 66. Психологическое исследование проведено в мае, так как в этот период ситуация выбора профессии максимально близка и актуальна для выпускника школы.

    этап после выбора – группа 2, студенты первого курса (100 человек) РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГАСУ. Психологическое исследование проводилось в течение двух первых месяцев с момента поступления в университет.

Были использованы следующие методики: Опросник субъект-объектных ориентаций Е.Ю. Коржовой, Методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова, авторская анкета и метод письменной аргументации выбора Е.Ю. Мандриковой. Для обработки эмпирических данных был применен сравнительный анализ с помощью t – критерия Cтьюдента для независимых выборок, для подтверждения данных – критерий Манна-Уитни, кластерный анализ с помощью стандартизированного пакета программ STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Excel в среде Windows 7.

Сравнивая данные группы, можно выделить изменения в сфере жизненных ориентаций, которые характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека, от мира внешнего, заключающегося в выстраивании собственного бытия, т.е. субъективной включенности в жизненную ситуацию. В ситуации выбора между группой 1 и 2 выявлены различия по параметру «трансситуационная изменчивость» ( t =-2,32; p =0,02). Данный параметр определяет выраженное стремление к изменениям: положительный полюс соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

Показатель трансситуационной изменчивости выше у группы 2, студенты-первокурсники более склонны к изменениям, саморазвитию: этому способствует новая ситуация, в которой они находятся, совершив выбор. Поступая в университет, перед ними открывается множество возможностей для самореализации и применения своих навыков, умений, сама жизненная ситуация способствует личностным изменениям. Студенты, попадая в новую для них жизненную ситуацию, знакомятся с новыми людьми, видами деятельности, стремятся совершенствовать свой внутренний мир и уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Изменения происходят достаточно быстро и пластично, согласно возрастным особенностям данного периода.

На основании показателей жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой описаны психологические портреты типов личности; четыре «чистых» типа личности и один смешанный тип . Смешанный тип не имеет выраженной субъект-объектной ориентации. Определить, к какому типу относится тот или иной человек, возможно по соотношению двух показателей – траннсситуационного локуса контроля и трансситуационого творчества.

    Преобразователь жизненной ситуации характеризуется стремлением к самосовершенствованию своего внутреннего мира, его жизненные цели иерархично расположены и отличаются разнообразием.

    Гармонизатор жизненной ситуации: жизненные цели разнообразны, он стремится к общественному признанию, самосовершенствованию, осваивая новые знания и умения, большое значение придает собственному жизненному опыту.

    Пользователь жизненной ситуации: активный, деятельностный тип, стремится к достижению успеха и получению высоких результатов.

    Потребитель жизненной ситуации характеризуется отсутствием жизненных целей, у него преобладают прагматичные жизненные установки

В целом, процентное соотношение представленности типов в каждой группе равное, данные отражены в таблице 1. Примечательно, что в изученных нами группах практически не выявлены два типа личности: преобразователь и пользователь жизненной ситуации, что связанно с полученными низкими показателями по параметру траннсситуационного локуса контроля. Следовательно, можно предположить, что современные молодые люди большее значение в объяснении своей жизни придают внешним факторам. Так, рассматривая результаты, полученные по анкете, на вопрос: «Что, по вашему мнению, может помешать вам в достижение цели?», наибольшее количество респондентов ответили: «лень» – 39%, «внешне обстоятельства» – 29%, «нет помех» – 19% и «личностные особенности» – 13%. Полученные данные показывают, что молодые люди в сложных ситуациях достаточно часто причину собственных неудач и ответственность перекладывают на внешние обстоятельства.

Таблица 1. Соотношение типов личности в группе 1 и 2

Группа 1

Группа 2

Преобразователь жизненной ситуации

Гармонизатор жизненной ситуации

33 %

Пользователь жизненной ситуации

Потребитель жизненной ситуации

Смешанный тип

По мнению Е.Ю. Коржовой , примерно половина людей принадлежит к «чистым» типам личности, что и подтвердилось в нашем исследовании: в каждой группе примерно половина респондентов относится к смешанным типам, и половина имеет выраженный тип субъет-объектной ориентации. В смешанном типе нет четко выраженной субъект-объектной ориентации, и, как следствие, человек полон противоречий, его действия непоследовательные и не всегда логичные, если он не стремится к жизненному самоопределению на новом уровне – не субъектном, а духовно-нравственном, что уже было выявлено на материале художественной литературы и требует в дальнейшем отдельного эмпирического изучения. Наиболее часто в исследованных нами выборках встречается тип «гармонизатор жизненной ситуации»: представители этого типа открыты новым познаниям и жизненным ситуациям, насыщены жизненными переживаниями. Для таких людей наибольшее значение имеет внутренний мир и возможность его совершенствования.

В структуре смысловой сферы личности выявлены изменения по превалирующим смыслам, статистически значимые различия в группе 1и 2 прослеживаются по следующим параметрам (табл. 2):

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа жизненных смыслов

Параметр

Группа 1

Группа 2

t - критерий

Уровень значимых различий

Статусные смыслы

12,83

14,70

2,75

0,01

Семейные смыслы

12,64

10,98

2,68

0,01

Статусные смыслы наиболее выражены в 1 группе, это выражается в стремлении сделать карьеру, добиться успеха, занять достойное место в обществе. Значимость социального статуса выражается в ориентированности учащихся 11 классов на будущее при выборе профессии. У группы 2 выражены семейные смыслы: это стремление заботиться о семье, создать свою семью и воспитывать детей. Это связано с тем, что, достигая цели, а именно, поступления в вуз, расширяются жизненные цели и ценности, особое внимание уделяется межличностным отношениям и романтической любви, созданию собственной семьи, а также с тем, что определенный процент учащихся переезжает в другой город, и, находясь в отдалении от семьи, адаптируясь к новым условиям, студенты глубже осознают значение семьи и близких людей.

Метод письменной аргументации выбора заключается в том, что испытуемому самостоятельно предлагается назвать доказательства в пользу совершенного или предполагаемого выбора профессии. Это дает нам возможность оценить значимые факторы, на которые опираются молодые люди в профессиональном выборе. Сравнивая полученные результаты по двум группам, различия выявлены по 2 параметрам, отраженным в таблице 3.

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа аргументов выбора

Параметр

Учащиеся 11 класса

Студенты 1 курса

T - критерий

Уровень значимых различий

Ориентация личности на будущее

1,56

1,00

3,19

0,001

Ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.

0,29

0,81

3,79

0,001

Параметр «ориентация личности на будущее» наиболее выражен в группе 1. Основные аргументы, высказанные респондентами, связаны с возможностью в будущем устроиться на работу, получать высокую заработную плату, добиться профессиональных успехов и высокого статусного положения в обществе, что, по их мнению, позволит сделать выбранная профессия. По параметру «ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.» большее количество аргументов представлено в группе 2. Можно предположить, что это связано с тем, что учащиеся, имея цель «поступить в ВУЗ», на ту или иную специальность ориентируются как на далекий образ желаемого будущего, который еще нечетко сформирован. Вопросы, относящиеся непосредственно к процессу обучения, такие как: где они будут учиться, какой преподавательский состав в том или ином ВУЗе, как происходит процесс обучения, какие дисциплины они будут изучать, возникают лишь перед самым поступлением в ВУЗ и после вхождения в процесс обучения. В ситуации до принятия решения и совершения выбора личность опирается на будущие перспективы, сравнивает разные варианты и возможности и принимает решения, затем выбор осознается с позиции «здесь и сейчас», с учетом актуальных особенностей жизненной ситуации в которой она находится.

Следовательно, в ситуации выбора происходят существенным изменения в смысловой сфере личности, которые затрагивают сферу жизненных ориентаций, виды смыслов и аргументацию выбора, то есть сама ситуация и критерии выбора до и после его осуществления воспринимается молодыми людьми иначе.

Литература

    Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е испр. изд., – М.: Смысл, 2003. – 487с.

    Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я.Грозмана, Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

    Анцыферова Л.И. Психология личности и проблемы геронтопсихологии. / Л.И.Анцыферова. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 512с.

    Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: дисс… д-ра психол. н. СПб., 2001.

    Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2004.

_____

Elena Y . Korjova Doctor of Psychological Sciences, Head of the С hair of Human Psychology, Professor, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Anastasya V. Malgina
Graduate student of the Chair of Human Psychology,
Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Changes in the semantic field of the person in a situation of choice of profession

The situation of existential choice is important for a person. In the semantic field of personality in life orientations, changes occur. Change the criteria and arguments, the choice is made on the current situation and the near future.

Keywords:
life orientation, subject-object orientation, life choices

Literatura .

    Leontev D.A. Psihologiya smyisla: priroda, stroenie i dinamika smyislovoy realnosti. - 2-e ispr. izd., – M.: Smyisl, 2003. – 487s.

    Frankl V. Chelovek v poiskah smyisla: sbornik: per. s angl. i nem. / obsch. red. L.Ya.Grozmana, D.A.Leonteva. – M.: Progress, 1990. – 368s.

    Antsyiferova L.I. Psihologiya lichnosti i problemyi gerontopsihologii. / L.I.Antsyiferova. – 2-e izd., dop. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2006. – 512s.

    Korzhova E.Yu. Psihologicheskoe poznanie chelvoeka kak sub"ekta zhiznedeyatelnosti: diss… d-ra psihol. n. SPb., 2001.

    Korzhova E.Yu. Putevoditel po zhiznennyim orientatsiyam: Lichnost i ee zhiznennyiy put v hudozhestvennoy literature. – SPb.: Obschestvo pamyati igumenii Taisii, 2004.

СПб.: Изд-во РХГА, 2006 - 384 с. ISBN 5-88812-203-3Аннотация
В монографии рассмотрена проблема жизненных ориентации посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями в единстве теории, методологии и эмпирики. Выявлены основные формы участия человека в собственной жизни в соответствии с авторской концепцией человека как субъекта жизнедеятельности. Проанализированы субъект-объектные ориентации как базовые ориентации жизнедеятельности, а также зависящие от их специфики внутренняя картина жизнедеятельности и выбор стратегий поведения. Приводятся новые психометрические обоснованные методики психологической диагностики. Авторская типология жизненных (субъект объектных) ориентации с рекомендациями по применению в практике психологического
консультирования иллюстрирована примерами из художественной литературы.Содержание
Предисловие
Взаимодействие человека с жизненными ситуациями в процессе жизнедеятельности.
жизненная проблематика в психологии и вопрос об участии человека в жизнедеятельности.
Понятие жизненной ситуации.
Исследования взаимодействий человека с жизненными ситуациями.
Выводы.
Участие человека в жизнедеятельности .
Концепция человека как субъекта жизнедеятельности.
Специфика познания человека как субъекта жизнедеятельности.
Выводы.
Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях .
Потенциал субъсктности и его направленность в процессе реализации.
Измерение субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях посредством опросника.
Типология субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Выводы.
Внутренняя картина жизнедеятельности .
Внутренняя картина жизнедеятельности диагностические подходы к анализу.
Психологическая автобиография» как способ анализа внутренней картины жизнедеятельности.
Внутренняя картина жизнедеятельности в рамках типологии субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Выводы.
Выбор стратегий поведения в жизненных ситуациях .
Поведение и его стратегии: особенности поведенческой диагностики.
Методики анализа выбора стратегий поведения.
Выбор стратегий поведения в рамках типологии субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Взаимосвязь стратегий поведения.
Взаимосвязь проявлений субъектности в поле жизнедеятельности (психологические портреты).
Выводы.
Жизненные ориентации в художественной литературе .
Типология субъект-объектных ориентации в творчестве A.Ii. Чехова.
Примеры описания типов субъект-объектных ориентации в художественной литературе.
Пример стратегии психологического анализа литературного персонажа.
Выводы.
Заключение.
Условные обозначения.
Словарь терминов.
Библиография.
+ Ocr слой .
+ Электронное оглавление .